Сноб и слон

Nov 16, 2013 17:04



Сегодня я ехал в маршрутке, зажатый с обеих сторон школьниками, уткнувшимися в свои гаджеты. И я наконец-то, до последней железки, понял, что такое состояние "пост".

Никакие иерархии невозможны. Наверное, даже больше (хоть это и отдаёт пессимизмом), - невозможно устойчивое объединение в глобальной иерархии. Это, впрочем, не означает, что иерархии не существуют локально - они есть, это очень подвижные, изменяющиеся структуры, которые, следуя какой-то антисинергетической силе, уже никак не желают выстроиться в единую структуру-иерархию.
Может быть, эта сила заставляет их мгновенно убегать от общего русла - иерархии не выстраиваются вертикально, а расстилаются горизонтально, ризоматически, как нити грибницы, разрываются и вновь сливаются. Островки рассматривают островки, которые находятся в тумане. Иерархии обладают зорким зрением, они наблюдают за другими иерархиями, иногда присоединяются к ним, но быстро отсоединяются, будучи нестабильными. Они живут очень долго, потому что очень нестабильны - они знают, что лишь в изменении есть залог постоянства.

И, конечно же, в таких горизонтальных иерархиях нет лидеров и авторитетов, которые были бы влиятельны для всех. Авторитет для таких иерархий, скорее, становится точкой напряжения внутри иерархии, лёгкой аттракции, фокуса движения. Авторитет другой иерархии для моей личной - не притягателен, не обладает важностью, обаянием авторитета, он не влияет на мои чувства, мысли, построения, важные для жизни. В этом вопросе соседняя иерархия сразу заболевает неизлечимой слепотой, в упор не видя важные вещи моей иерархии, ведь метаиерархии не существует: наука и религия ослаблена ересями, почитатели Джастина Бибера в худшем случае не знают, а в лучшем плевать хотели на "Пинк Флойд", любители "Трансформеров" поступают точно также с Жаком Риветтом и Алексеем Германом.
Можно охать и ахать, но это положение вещей - метаиерархия невозможна (и будет ли возможна, никто не знает). И вспоминая Лиотара с его метанарративами, следует принимать такое положение вещей.

Впрочем, появляются и активные строители новых иерархий, которые считают, что построение новой конструкции уже изначально определяет её как наиглавнейшую и наиважнейшую. Увы, в мире без метаиерархии и метаавторитетов все иерархии равны, так как все одинаковы по форме, а их содержание сравнивать невозможно из-за отсутствия критериев сравнения (игровые случаи, основанные на подмене формы и содержания, отдающие крайним цинизмом, ловятся на раз, как несколько взяток на мизере, и пролетают "паровозом", без сомнений). И всё же строители иерархий не сдаются - они пытаются очаровать смежные иерархии своими личными размышлениями и обаятельными лидерами. Смежность обязательна: обаять бибероманов талантом Джона Уотерса (Иоганна Себастьяна Баха этцетера), а трешелюбов оригинальными фильмическими построениями Жана-Люка Годара невозможно.

И именно здесь появляется фигура сноба. Сноб, как я его понимаю на данный момент, является человеком, который выстраивает свою личную иерархию, не претендуя на то, что она будет рассматриваться как самая важная, и в то же время в глубине души надеется, что не останется в одиночестве. Сноб частенько нападает на чужие иерархии и критикует их, но не для того, чтобы возвысить свою иерархию (хотя бывает и так - такие снобы патетически смехотворны), - он трезво понимает, что те, кто любят Эрика Ромера, ничем не отличаются содержательно от любителей Анатолия Эйрамджана - а чтобы поиграть, может быть, взорвать чужую иерархию изнутри, её же взрывчаткой, может быть, попытаться её изменить более нежно.

Но иногда напыщенность сноба (признаюсь вам честно, что я, будучи снобом, иногда просыпаюсь в холодном поту, видя сны о превосходстве в мире, где оно невозможно) просто невыносима. Это случай слона - но не крыловский басенный случай наивного человека, который любил рассматривать насекомых, но не видел слона, который стоит у него за спиной, а тот комический подход, когда на глаза нацепляются очки повышенной силы, в которых видны инфузории, но вещи чуть крупнее блохи не замечаются. Комизм здесь именно в том, что очки надеваются на нос специально, чтобы не видеть слона целенаправленно. Это какой-то гиперснобизм - здоровый сноб, завидев слона, просто бы сказал: "Ба! Да это слон! Но я не люблю слонов", сноб с лёгкой червоточинкой сказал бы нечто вроде: "Судари мои! Что я вижу: то ли это слон, то ли огромная куча серой грязи... Но я не люблю ни того, ни другого". А смехотворный сноб, ощупав слона пока никто не видит, напялит очки-микроскопы и будет уверять вас, что он не видел слона - только для того, чтобы затем заявить, что жуки-бронзовки лучше.

Есть такая дзенская притча: Монахи предавались медитации вместе с одной женщиной. Один из них, поражённый её красотой, написал ей записку, что полюбил её. Тогда женщина встала и сказала: "Выходи вперёд и назови себя. И люби открыто".
Пора бы уже любить открыто.

Жан-Франсуа Лиотар, Кинокритика, Сноб

Previous post Next post
Up