Гравитация. Брайян Кершизник

Sep 07, 2013 17:04

Тема гравитации для американского художника Брайяна Кершизника - некий лейтмотив, физическая идея, приглашающая к размышлениям. И следует отметить, что размышления эти весьма интересны.



A Child with the Law of Gravity

На картине «Ребёнок и закон тяготения» гравитация получает крайнюю вещественность - это мощная белая стрелка, которая разрезает синее небо и указывает на чёрную землю. Эта картина - портрет земного тяготения.
Ребёнок внимает этой иллюстрации послушно - возможно, это его видéние, вызванное падением. Первое падение на землю, которое открывает закон тяготения - непреложный и неотвратимый. Это одно из физических явлений, которые объективны и однозначны: свет, гравитация, смерть. С ними можно пререкаться и спорить, их даже можно обмануть и отсрочить, но нельзя отменить. Первое знакомство с этими неумолимыми вещами - таков сюжет этой картины.
А затем Брайян Кершизник, как и дóлжно поступать парадоксалисту, перечёркивает уже изображённое.



Две версии Woman with infant flying

Гравитацию можно победить, и на двух версиях «Женщина летит с ребёнком» это убедительно показано. К сожалению, о причине, которая позволила победить тяготение, можно только догадываться. Возможно, ребёнок болен и мать пытается быстрее добраться до доктора. Существует возможность и обратного: причиной является радость рождения ребёнка. Несомненно, в связи с этой картиной вспоминаются витебские полёты Шагала - полёты радости и любви. Вспоминаются левитации женщин у Тарковского. Летающий мальчик из города Немухина.
Так отыскивается причина, которая побеждает гравитацию, - сильное чувство. Это нечто, как говорил Делёз, «слишком большое для меня», громада которого может переогромить гравитацию. Но, как показывает Кершизник, есть ещё возможности, варианты взаимодействия с полем тяготения.



Две версии Pilgrim

И снова - две версии одного сюжета, как будто бы вторая картина повторным утверждением подчёркивает высказанную мысль. Гравитации не существует.
Потрясающая иллюстрация - пилигрим идёт в гору или восходит на ствол мощного дерева - сложно понять, так как гора или дерево отрезаны правой границей картины. Этот картинный персонаж, наверное, исходил не одну сотню миль, погружённый в свои мысли, в такую глубину мышления, что не заметил, как забыл о гравитации. И в этой «забывчивости» и восхитительной амнезии скрыт ответ: гравитация существует до тех пор, пока о ней помнят, пока существует вера в неё. Это звучит парадоксально и, может быть, глупо. Но, услышав скептический вопрос, следует повторить слова Жака Деррида, которые он говорит в окончании «Трактата о слепцах», слегка перефразируя их:
- И вы действительно верите, что гравитация существует лишь до тех пор, пока в неё верят?
- Не знаю, нужно верить.

Экфразис, Брайян Кершизник, Жиль Делёз, Жак Деррида, Марк Шагал, Андрей Тарковский

Previous post Next post
Up