Rerberg-style

Aug 27, 2013 19:19

Георгий Иванович Рерберг был, безо всяких сомнений, смелым человеком и поистине смелым оператором.
Прежде всего, он не боялся трансфокатора, то есть не боялся, что изображение станет пошлой зуммированной картинкой, "поплывёт". Можно сказать даже больше: трансфокатор Рерберг использовал так, как не советуют использовать в хрестоматиях - на движении. И именно это (и смелость, конечно же) спасало рерберговские изображения. Он мог ехать на тележке ("Зеркало") или автомобиле ("Дворянское гнездо") и лихо зуммировать, выезжая в конце кадра, перед самой хлопушкой, на какой-то определённый объект - лицо, дом, опушку леса. Панораму, которую многие ведут на одной определённой крупности, чтобы плавнее была, статичней, Рерберг зачастую ведёт с трансфокацией, урезая кадр до какой-то важной точки, детали, крупного плана или наоборот расширяя до интерьера или экстерьера. Посмотрев в один день "Зеркало", "Дворянское гнездо" и "Здравствуйте, я ваша тётя!", фильмы совершенно разной тематики, эти приёмы Рерберга отмечаются ещё ярче, выразительней, опознаются мгновенно.
Рерберг, как мне кажется, вообще был равнодушен к статическим кадрам - даже при статике он делает лёгкие движения камерой в горизонтальной плоскости, такие себе микро-панорамы в несколько угловых секунд. Заметить их можно только специально заострив внимание, отмечая как изменяется изображение у самой рамки кадра. Это, конечно, не "махание веником", эти движения камеры весьма осторожны, но они приводят к тому, что статический кадр становится слабодинамическим.
Рерберг любил и сложные движения камеры, сочетая тревеллинг с рельсов с поворотом камеры, словно бы чистые движения были для него скучны. И здесь, как и в случае трансфокации, скомбинированной с движением, смелость требуется огромная, так как точно выехать да ещё и провернуть камеру очень сложно. В "Дворянском гнезде" можно заметить пару огрехов, замаскированных монтажом, в "Зеркале" есть моменты, когда просто физически проживаешь движение камеры, а ведь там есть ещё и работа с глубиной резко изображаемого пространства, работа с фокусом, что превращает работу в решение системы с несколькими неизвестными. И при всём при том, при всей смелости и даже некоторой браваде, которая присуща профессионалам с высокой степенью изобретательности, Рерберг не финтит и не куражится: его кадры логичны, движения камеры нельзя назвать выспренними, надуманными. Это смелость, которая нужна для достижения крайней полноты изображения. Ничего более.

Георгий Рерберг

Previous post Next post
Up