Feb 04, 2010 09:32
Борис Юрьевич Юхананов нажимает кнопку ВХС-ной камеры, в которую загружена трёхчасовая кассета и начинает снимать «матрицу» - неотредактированный поток аудио+визуального пространства (аудио+визия - потому что «синхрон»+«видео»).
Но снимает Борис Юрьевич Юхананов хитро: он отсматривает пространство вокруг до того, как нажмёт кнопку «rec», и «заряжает смыслом» © видеоактёра, который начинает действовать в отсмотренном пространстве. И так - три часа (или меньше - если кассета меньшей длительности). Получается «матрица», которая сразу переписывается на ещё одну кассету и прячется в шкаф.
А вот та переписанная кассета подвергается «фатальному монтажу» ©, то есть на неотредактированное видео наносятся (как в палимпсесте - на полустёртый текст наносился новый, так что, возможно, рождался новый «третий» смысл) врезки нового видео.
Это делается двумя методами: 1) «видеоджаз» на двух видеомагнитофонах - линейный монтаж; 2) кассета-«матрица» вставляется в камеру, находится нужное место и нажимается кнопка «rec», то есть имеющийся кусок «матрицы» «фатально» уничтожается врезкой (палимпсеста, кстати, не получается, если не знать, что было на фатально стёртом месте).
Из «матрицы» получается «вариация». Количество «вариаций» теоретически бесконечно.
Если этого ничего не знать и не прочувствовать - то в результате получается обычный (видео)фильм, как если бы на камеру постепенно, сцена за сценой снимались задуманные фабульные повороты. То есть, практически неважно (постфактум) делаешь ли ты монтаж после съемки или делаешь монтаж в течение съемки. Разница практически не чувствительна. Монтаж (пусть и фатальный) делает видео дискретным, хотя Юхананов не забывает напомнить, что дискретно - кино. Видео дискретным быть не может.
Важным моментом всё же остаётся длительность, «недискретность» видео («видео мыслит не кадром, а линией» ©) - большие по длительности куски, выговаривание смыслов в монологе или диалоге «видеоактеров» ©, линия видео.
Бела Тарр снимает совершенно по-другому. Он снимает кино, полностью задуманное у него в голове таким образом, что после съемки (которая может длиться годами - Тарр ждёт подходящую погоду, освещение, настроение) куски плёнки нужно только сложить и склеить (монтаж «Человека из Лондона» занял три часа!!!).
Он долго обживает место съемки.
Из интервью: «Интервьюер: Между Вашими фильмами обычно проходит по пять, а то и семь лет. Чем Вы занимаетесь, когда не снимаете?
Тарр: Я готовлюсь».
Он продумывает движение камеры, советуется с оператором (оператор - высшего класса), долго репетирует и после слова «мотор» снимает мизансцены в сложнейшем движении камеры длиной по пять-семь-девять минут (140 минутный фильм «Гармония Веркмайстера» насчитывает всего 39 кадров - планы-эпизоды примерно три с половиной минуты в среднем!!!).
Понятное дело, при сложном движении камеры, напряжение («заряженность») актёров (не знаю, сколько дублей можно снимать на таком нерве) - колоссальное.
Таким образом, Бела Тарр снимает кино, максимально приближающееся к недискретной форме, то есть к видео. Результат - фильм Белы Тарра - похож на видео-фильм Бориса Юхананова, так как монтаж сведен к минимуму, а продолжительность кадра - к максимуму. Единственное отличие: «фатальный» монтаж Юхананова рождает при стирании «матрицы» и записывании «врезки» некий смысл, который возникает между двумя кусками (идея «монтажной склейки» Эйзенштейна на основе «эффекта Кулешова»), а у Тарра (как и у Тарковского, впрочем) монтаж - сборка фильма.
Возникает вопрос: а нужно ли было теоретически обосновывать (а у Юхананова есть несколько статей на тему «медленного видео» и «фатального монтажа») процесс, который даёт результат, его снимающий (стирающий)? Видео Юхананова - дискретно (кстати, я понимаю, почему нельзя показывать «матрицы» - вряд ли можно три часа держать актёра «заряженным»).
Бесхитростный Тарр (из интервью видно его простую самобытность) не выдумывает теорий, но играет с длительностью более плодотворно - она у него ощущается. Она есть. Причём, кино Тарра ближе к видео, чем видео Юхананова.
Длительность у Тарра - длится.
Борис Юхананов,
Бела Тарр