OUT 1 Жака Риветта поэпизодно. Эпизод 3

Feb 28, 2013 21:06

Забыл - во втором эпизоде Мишель Делайе огромного роста снят на фоне Эйфелевой башни. Отличный баланс.
Третий эпизод.
1. Два совершенно потрясающих "прометеевских" номера: Прометей-усталый буржуа и Прометей-Людовик-Каторз. Я не знаю, как это было поставлено - в эксцентричнейшем стиле Кармело Бене, с острыми шутками ("Богиня примет ваш окурок", Мишель Лонсдаль потрясающ). И это совершенно другой образ работы группы Тома - игра на поверхности, но не натужная, а действующая потрясающе сильно. По-честному, эти два эпизода можно (и нужно) разбирать отдельно, важна также и генеалогия Прометея - от манекена до мадам Прометей. Может быть, здесь проецируется ход театральной работы: Прометей как зеркало, в котором отражаются мысли актёров - само зеркало ничего не показывает, оно лишь отражает то, что перед ним. Люди (актёры?) сами создают Прометея - он создал их, теперь они создают его.
2. В третьем эпизоде ещё не очень сильно, но уже настойчиво проявляется тема многослойности реальности. Делаешь шаг в сторону - оказываешься в другом мире. В этом стремлении шагнуть нет ничего трансцендентного - это просто движение в пространстве, во времени, в укладе, внутри топографии. Реальность многослойна, но между слоями нет пустоты, они делёзовски складчаты, точнее всего есть точки, в которых слой прирос к слою. Это не ряд занавесей, которые можно раздвигать, оказываясь в новых комнатах, это скорее волны, которые раздвигаются гребками пловца. В этой волне - бутылочная пробка, в этой - обрывок газеты. Всё, конечно, не так просто.
3. Бальзаковед, которого играет Эрик Ромер, задаёт новую тему - общество, которое направляется не эгоистическими устремлениями, а связано силами общности. Тайное общество, влияющее не искусство и культуру, но не с позиции урвать побольше премий, создав какую-нибудь пустотелую "волну", не с позиции лоббирования своих интересов, создания дутых величин, а направляясь интересом и, в какой-то степени, радостью познания.
Тома приезжает к Саре (Бернадетт Лафон) для того, чтобы она посмотрела со стороны на работу его труппы - неважно, какой вердикт она вынесет, важен взгляд, который перерастёт в мысль, которая сдвинет другую мысль. Конечно же, это романтично и утопично - такой подход, который не основан на конкуренции, на стремлении быть первым. Невозможно? Хотелось бы верить, что нет ничего невозможного.

out 1, Эрик Ромер, Мишель Лонсдаль, Жиль Делёз, Жак Риветт

Previous post Next post
Up