Посматриваю документальное кино. Даже "посматриваю" - громкое слово. Делаю вылазки в документальное кино.
Фильм Жана Мари Дро о Марселе Дюшане не смотрел, но таймировал для перевода. Пока набивал тайминг и вполглаза читал титры (всё-таки тайминг - не просто механика), совершенно поменял своё мнение о Дюшане - я как-то с осторожностью относился к разного толка концептуалистам, а уж к Папе концептуализма с его вечными ухарскими проделками (мимо тёщиного Лувра он без шуток не ходил - то усы Джоконде пририсует, то писсуар фонтаном назовёт) и подавно. Но это, как оказалось, были мои личные дремучие предубеждения. Дюшан оказался потрясающе интересным и умным человеком, который обыгрывал в шахматы Ленина в Цюрихе. Надеюсь, что в скором времени этот фильм посмотрите и вы, мои читатели.
Почти окончен короткий метр о Рене Шаре - Мишель Суттер поехал к нему домой в Сорг, ел там яблоки, бродил по саду и слушал глуховатый голос поэта, который заворачивал свои слова так, что развернуть было сложно. Обещаю, что очень скоро этот фильм выйдет на экраны ваших портативных устройств.
А сегодня - собственно ради этого я и начал писать этот пост - я хочу, чтобы вы выделили тринадцать минут своего времени и посмотрели фильм о фотографе Йозефе Судеке, который снял Эвальд Шорм. Фильм называется
"Жить своей жизнью", и он уже год как лежит на рутрекере. Я был совершенно восхищён манерой съёмки этого пожилого человека без правой руки (потерял на Первой мировой), который бродил по садам и лесам со своей огромной камерой на штативе, а когда кадрировал или искал кадр, то прикрывал один глаз и смотрел на мир, как фотоаппарат, монокулярно. И вообще, "поиск кадра" - это нечто мной утраченное (я не фотографирую уже давно). Я давно уже ближе к тем, кто рассматривает не мгновение, а изменение, сцепление мгновений. Если вспомнить начало прошлого века, то я ближе к импрессионистам, которые не испугались этой мгновенной нарезки реальности фотоаппаратом: да, они рисовали "импрессию", но и впечатление должно вызреть, застыть в мазках, продлиться из чувственного в чувственное. Судек, как мне кажется, ближе к импрессионистам, пусть и нажимает на кнопку фотоаппарата. Мгновение и впечатление, продлённое в вечность.