Итак, на Cineticle опубликованы
«Лучшие фильмы года». Но, так как я писал об итоговой десятке, опубликованной на сайте, достаточно долго (примерно два месяца), то она постоянно менялась - фильмы то добавлялись, то удалялись, то снова добавлялись. Самое ужасающее в списках, когда остаётся последнее незанятое место - место на вылет, пустая клетка, гора без короля. Ниже приведен дополнительный список - фильмы, которые некоторое время были королём горы, а потом вылетали, вытолкнутые в спину новым «горным монархом». Самым стойким всё же оказался фильм Лав Диаса, который и подытожил всю эту волшебную и жестокую игру, подведя черту.
Николя Рэй «иначе, Молюссия» (autrement, la Molussie, 2012). От перемены мест слагаемых, сумма не изменяется. Культ факториала и авторитетность родственных связей совершенно не при чём. Важен эксперимент - весьма смелый эксперимент по отрыву и максимальной дистанции аудио и видео, звука и визии, текста и кадра, визуального и дискурсивного.
Замечательный разбор (для скептиков навроде меня - см. камменты).
Урсула Майер «Сестра» (L'enfant d'en haut, 2012). Два самых распространённых и устойчивых заблуждения: 1) Пер Ноэль существует; 2) реки в Швейцарии, начинаясь в горах из сахара, текут расплавленным шоколадом и впадают в озёра фондю. Пусть Майер в фильме есть небольшие погрешности - радует то, что она не ударилась в нео-нео-неореализм и не сняла «Похитителей лыж», а также не записалась в ряды практикующих фрердарденсплуатейшн. «Сестра» - снятое без особенных затей кино, которое могло бы запросто забыться, если бы не его подкладка. Мне показалось, что в фильме Майер важнее то, что осталось за кадром: воровство, въевшееся в кровь, механистичность родственных отношений и горькая безысходность на фоне опротивевших красот страны кукующих часов.
Мигель Гомеш «Табу» (Tabu, 2012). Если намазать много чёрной икры на хлебец, то она из-за своей тяжести может с него нечаянно отлепиться и упасть на пол. В руках же у вас останется сухой кусочек хлеба - совершенно безо всякого вкуса. Икру жалко.
Андре Тешине «Непрощённые» («Неоконченный роман») (Impardonnables, 2011). Размышляя об Андре Тешине, я всегда неосознанно натыкаюсь на придуманное когда-то сравнение его с некой монетой, которая выпала в прореху кармана французского кинематографа, да так и застряла в подкладке. Тешине - вне классификаций (данное высказывание требует обстоятельного доказательства - особенно для тех, кто навечно определил его в разряд «перманентного французского качества»). Особенной чертой его фильмов является то, что режиссёра никогда не заботило обязательное натяжение провисших сюжетных линий, связывание всех повествовательных узелков и какого-то тотального объяснения. Кино как кусок жизни, кажущийся грубо вырванным из её течения, но однозначно имеющий смысл и чувство. Может показаться, что фильм с Кароль Буке и Андре Дюссолье, снятый в Венеции, изначально обречён на успех, но у Тешине кастинг и локация - не самое главное. Главное - как разворачивается созданный режиссёром мир, а он, при наличии нескольких человеческих историй, которые сплетаются и расплетаются, обладает совершенно потрясающими нюансами. Единственная маленькая претензия - к оператору, который снимает в движении на совершенно ужасный формат кадра 2,35:1 (Синемаскоп) в профиль крупные планы разговаривающих персонажей, из-за чего они становятся похожи на каких-то Пакманов, спешащих по узкому тоннелю.
Апичатпонг Веерасетакул Cactus River (2012). Просматривая короткометражки Джо, нельзя сказать, что этот фильм стоит особняком в его творчестве - фирменная энигматичность тайца, конечно же, присутствует. Но мне показалось, что загадка возникает не в сочетании кадров (двухчастные истории Апичатпонга - отдельная тема для исследования), не в их наполнении, а в самом изображении, может быть, даже в его природе - и это очень странно, что в дигитальной гиперконтрастной чёрно-белой картинке могут жить призраки.
Уэс Андерсон «Королевство полной луны» (Moonrise Kingdom, 2012). Закрадывается сомнение, что Андерсон свои фильмы населяет множеством персонажей лишь для того, чтобы успешно вкладываться в полный метр: пока познакомишься со всеми, однозначно проходит треть фильма, потом треть фильма уделяется завязке отношений, а треть - развязке. Такой андерсоновский структурный приём в сочетании с детальным обживанием кукольных кинопространств несколько поизносился и уже начинает удивлять тогда, когда тема фильма не очень глубока («Королевство полной луны» смотрится легко и так же легко забывается), а напутано в нём слишком многое. Всё же утверждать, что Андерсон - поклонник мелкотемья, нельзя (первая любовь и первый побег от социального - тема архетипическая), но заваливание фильма в гиперколоритную скаут-версию «Ромео и Джульетты» несколько раздражает.
Стив Маккуин «Стыд» (Shame, 2011). Хорошо (и даже отменно) снятый фильм об одной медицинской проблеме. И довольно об этом - пора бы уже научиться экономить слова.
Важные события года
1. Выход в марте электронной книги
«Жак Риветт. Статьи и интервью», которая была создана усилиями переводчиков-энтузиастов.
2. Выпуск выложенных на
vimeo девяти видеопередач о французском кино, Жаке Риветте, смыслообразовании в кино, лепре, Эрике Ромере, Брюно Дюмоне, Филиппе Гранриё и ещё всяких разностях.
3. Ретроспективный просмотр творчества Жана-Люка Годара, который, как мне кажется, существенно изменил стиль моего мышления, а хорошо ли это или плохо - пока неясно.
4. Публикация «монографии» (или, как я её называю, «магистерской работы») «Кино и его Двойник(и)» на
topos.
5. Перевод на русский язык фильма-интервью Пьера-Андре Бутана
«Алфавит Жиля Делёза с Клер Парне», также выполненный только на энергии энтузиазма.
Очень насыщенный год!