CINETICLE. Списки редакции. Невошедшее

Dec 27, 2012 19:48


Итак, на Cineticle опубликованы «Лучшие фильмы года». Но, так как я писал об итоговой десятке, опубликованной на сайте, достаточно долго (примерно два месяца), то она постоянно менялась - фильмы то добавлялись, то удалялись, то снова добавлялись. Самое ужасающее в списках, когда остаётся последнее незанятое место - место на вылет, пустая клетка, гора без короля. Ниже приведен дополнительный список - фильмы, которые некоторое время были королём горы, а потом вылетали, вытолкнутые в спину новым «горным монархом». Самым стойким всё же оказался фильм Лав Диаса, который и подытожил всю эту волшебную и жестокую игру, подведя черту.

Николя Рэй «иначе, Молюссия» (autrement, la Molussie, 2012). От перемены мест слагаемых, сумма не изменяется. Культ факториала и авторитетность родственных связей совершенно не при чём. Важен эксперимент - весьма смелый эксперимент по отрыву и максимальной дистанции аудио и видео, звука и визии, текста и кадра, визуального и дискурсивного. Замечательный разбор (для скептиков навроде меня - см. камменты).

Урсула Майер «Сестра» (L'enfant d'en haut, 2012). Два самых распространённых и устойчивых заблуждения: 1) Пер Ноэль существует; 2) реки в Швейцарии, начинаясь в горах из сахара, текут расплавленным шоколадом и впадают в озёра фондю. Пусть Майер в фильме есть небольшие погрешности - радует то, что она не ударилась в нео-нео-неореализм и не сняла «Похитителей лыж», а также не записалась в ряды практикующих фрердарденсплуатейшн. «Сестра» - снятое без особенных затей кино, которое могло бы запросто забыться, если бы не его подкладка. Мне показалось, что в фильме Майер важнее то, что осталось за кадром: воровство, въевшееся в кровь, механистичность родственных отношений и горькая безысходность на фоне опротивевших красот страны кукующих часов.

Мигель Гомеш «Табу» (Tabu, 2012). Если намазать много чёрной икры на хлебец, то она из-за своей тяжести может с него нечаянно отлепиться и упасть на пол. В руках же у вас останется сухой кусочек хлеба - совершенно безо всякого вкуса. Икру жалко.

Андре Тешине «Непрощённые» («Неоконченный роман») (Impardonnables, 2011). Размышляя об Андре Тешине, я всегда неосознанно натыкаюсь на придуманное когда-то сравнение его с некой монетой, которая выпала в прореху кармана французского кинематографа, да так и застряла в подкладке. Тешине - вне классификаций (данное высказывание требует обстоятельного доказательства - особенно для тех, кто навечно определил его в разряд «перманентного французского качества»). Особенной чертой его фильмов является то, что режиссёра никогда не заботило обязательное натяжение провисших сюжетных линий, связывание всех повествовательных узелков и какого-то тотального объяснения. Кино как кусок жизни, кажущийся грубо вырванным из её течения, но однозначно имеющий смысл и чувство. Может показаться, что фильм с Кароль Буке и Андре Дюссолье, снятый в Венеции, изначально обречён на успех, но у Тешине кастинг и локация - не самое главное. Главное - как разворачивается созданный режиссёром мир, а он, при наличии нескольких человеческих историй, которые сплетаются и расплетаются, обладает совершенно потрясающими нюансами. Единственная маленькая претензия - к оператору, который снимает в движении на совершенно ужасный формат кадра 2,35:1 (Синемаскоп) в профиль крупные планы разговаривающих персонажей, из-за чего они становятся похожи на каких-то Пакманов, спешащих по узкому тоннелю.

Апичатпонг Веерасетакул Cactus River (2012). Просматривая короткометражки Джо, нельзя сказать, что этот фильм стоит особняком в его творчестве - фирменная энигматичность тайца, конечно же, присутствует. Но мне показалось, что загадка возникает не в сочетании кадров (двухчастные истории Апичатпонга - отдельная тема для исследования), не в их наполнении, а в самом изображении, может быть, даже в его природе - и это очень странно, что в дигитальной гиперконтрастной чёрно-белой картинке могут жить призраки.

Уэс Андерсон «Королевство полной луны» (Moonrise Kingdom, 2012). Закрадывается сомнение, что Андерсон свои фильмы населяет множеством персонажей лишь для того, чтобы успешно вкладываться в полный метр: пока познакомишься со всеми, однозначно проходит треть фильма, потом треть фильма уделяется завязке отношений, а треть - развязке. Такой андерсоновский структурный приём в сочетании с детальным обживанием кукольных кинопространств несколько поизносился и уже начинает удивлять тогда, когда тема фильма не очень глубока («Королевство полной луны» смотрится легко и так же легко забывается), а напутано в нём слишком многое. Всё же утверждать, что Андерсон - поклонник мелкотемья, нельзя (первая любовь и первый побег от социального - тема архетипическая), но заваливание фильма в гиперколоритную скаут-версию «Ромео и Джульетты» несколько раздражает.

Стив Маккуин «Стыд» (Shame, 2011). Хорошо (и даже отменно) снятый фильм об одной медицинской проблеме. И довольно об этом - пора бы уже научиться экономить слова.

Важные события года

1. Выход в марте электронной книги «Жак Риветт. Статьи и интервью», которая была создана усилиями переводчиков-энтузиастов.

2. Выпуск выложенных на vimeo девяти видеопередач о французском кино, Жаке Риветте, смыслообразовании в кино, лепре, Эрике Ромере, Брюно Дюмоне, Филиппе Гранриё и ещё всяких разностях.

3. Ретроспективный просмотр творчества Жана-Люка Годара, который, как мне кажется, существенно изменил стиль моего мышления, а хорошо ли это или плохо - пока неясно.

4. Публикация «монографии» (или, как я её называю, «магистерской работы») «Кино и его Двойник(и)» на topos.

5. Перевод на русский язык фильма-интервью Пьера-Андре Бутана «Алфавит Жиля Делёза с Клер Парне», также выполненный только на энергии энтузиазма.

Очень насыщенный год!

Андре Тешине, Урсула Мейер, Апичатпонг Вирасетакун, Жиль Делёз, Филипп Гранриё, Уэс Андерсон, Эрик Ромер, Стив Маккуин, Брюно Дюмон, Лав Диас, cineticle.com, Мигель Гомеш, Жак Риветт

Previous post Next post
Up