Жесты в некоторых фильмах придают им особый флёр загадочности - безмолвные движения, имеющие странный, а иногда и потусторонний смысл.
Загадочную роль придаёт жесту Дэвид Линч в фильме «Твин Пикс: Огонь, иди за мной» (1992). В первые пять минут фильма Гордон Коул в исполнении самого Линча показывает двум агентам ФБР некий «танец Лил», все элементы которого оказываются частями зашифрованного послания-задания (время, указанное над фотографиями весьма приблизительно, так как между просмотренными двумя копиями фильма, выпущенными разными дистрибьюторами, оказалось небольшое расхождение, равное примерно ±10…15 секунд). Странность этого танца состоит не только в его движениях, но и в том, что некоторые значения жестов расшифровываются непосредственно на месте самим Коулом (важно помнить, что Коул - слабослышащий и расшифровка ведётся громовым голосом, услышать который можно и за двадцать шагов) и агентом Дезмондом (Крис Айзек), то есть секретность шифра мгновенно испаряется (цитата из эссе «Твин Пикс расходящихся тропок» Дмитрия Бавильского: «Интерпретаторская лихорадка и самоволие, сопровождавшие появление сериала, получили легитимное разрешение в прологе. А именно в очаровательной сцене из самого начала, где Лила (дочь сестры матери Коула, если это кому-нибудь что-нибудь скажет) передавала своим внешним обликом зашифрованное послание. Перешитое платье там обозначало наркотики, скрытая в кармане рука то, что местные власти что-то скрывают, пальцы другой руки - что намечаются проблемы с этими самыми властями. Любое явление природы можно воспринимать как систему, нуждающуюся в дешифровке, как призыв расколдовать спящую царевну смысла. Только встает один важный методологический момент «синей розы», а именно - как трактовать наличие «синей розы», приколотой к платью?!»).
Время 5:15-5:16
Кадры из фильма Дэвида Линча «Твин Пикс: Огонь, иди за мной» (1992)
Для полного нагнетания нездоровой энигматичности, которую так талантливо порождает Линч, он сам, в роли Гордона Коула, подключается к процессу зашифрованного танца и выдаёт некий жест, который затем истолковывается агентом Дезмондом в процессе путешествия в Твин Пикс.
Время 5:21
Кадры из фильма Дэвида Линча «Твин Пикс: Огонь, иди за мной» (1992)
Таким образом, Линч делает совершенно то же, что и с десятью подсказками в «Малхолланд Драйв» - он окончательно запутывает зрителя, придавая жестам некое значение, тайное и важное. А затем выворачивает перчатку фильма наизнанку, отдавая жест, как сущностный элемент, странным существам из Другого места. То есть жесты этих существ должны истолковываться зрителем, как и жесты танца Лил, однако ключ к этим жестам, конечно же не даётся. Остаётся огромное напряжение, возникающее при попытке истолкования жеста, который никогда не сможет быть понят.
Здесь можно предаться перечислению.
Будут жесты конвульсивные - жесты Дровосека (Юрген Прохноу) в комнате над магазинчиком, под гудящий нойз и мерцание сине-белого телевизорного снега.
Время 30:01-30:02
Кадры из фильма Дэвида Линча «Твин Пикс: Огонь, иди за мной» (1992)
Будут жесты зовуще-заманивающие и указующие - жесты миссис Тремонд.
Время 1:00:20-1:00:23
Кадры из фильма Дэвида Линча «Твин Пикс: Огонь, иди за мной» (1992)
Внук миссис Тремонд жестом-щелчком включит свет.
Время 1:00:42-1:00:43
Кадры из фильма Дэвида Линча «Твин Пикс: Огонь, иди за мной» (1992)
Ну и конечно самыми характерными в смысле загадочности будут жесты Человека из Другого места, Жерара/Майка и БОБа.
Время 1:01: 03
«Я - рука и я звучу так»
Время 1:27:18
«Нить будет порвана, мистер Палмер, нить будет порвана»
Время 2:07:05
Кадры из фильма Дэвида Линча «Твин Пикс: Огонь, иди за мной» (1992)
Рассматривая жест Линча в роли Гордона Коула, вспоминается другой жест - Запретный жест из фильма Жака Риветта «История Мари и Жюльена» (2003), который сначала воспроизводится Адриенной (Беттина Ки), а затем и Мари (Эмманюэль Беар). Однако, смысл запретного жеста подчёркнуто физичен (переход между двумя мирами), в отличие от зашифрованного символического жеста Гордона Коула.
Время 6:46
Кадр из фильма Дэвида Линча «Твин Пикс: Огонь, иди за мной» (1992)
Время 2:13:03
Время 1:16:15
Кадры из фильма Жака Риветта «История Мари и Жюльена» (2003)
Начало.
Продолжение в
http://alex-kin.livejournal.com/18206.html,
http://alex-kin.livejournal.com/18434.html