Репрессивность горизонтали?

Nov 22, 2010 10:38


Это неуловимые, слабо структурируемые, малодискурсивные вещи. Это, точнее всего, - догадки.

Вопрос весьма сложен в силу своей неуловимости и крайней субъективности: почему кадр в формате Academy aspect ratio (4:3 (1,33) или 4,1:3 (1,37)) влияет на зрителя иначе, чем тот же кадр, снятый на широкий формат (16:9 (1,78) и шире)? Вопрос можно ( Read more... )

Жан-Люк Годар, Кадр

Leave a comment

nomen_n November 22 2010, 21:39:59 UTC
Мне кажется, повсеместный отказ от академического AR - это ошибка горе-революционеров, стремящихся строить новое, отказавшись от всего старого. Этот формат все-таки лучше всего подходит для камерных драм, выстраивающих кадр в глубину, по-офюльсовски использующих лестницы. Снявший "Сияние" в 1.37:1 Кубрик, наверное, был одним из последних, кто это четко осознавал.

Сразу вспоминаются проблемы, с которыми столкнулся Офюльс в работе над "Лолой Монтес", хотя всячески пытался обмануть формат, используя накладки на объектив камеры, сужающие видимое поле зрения.
Цитата из книги Анненкова:
"...в сцене бегства Лолы из Баварии Офюльс внезапно воскликнул:
- Широкий экран! Широкий экран! И не рассказывайте мне сказок! Он недостаточно велик! Мне нужен экран еще в два раза больше! Квадратный широкий экран!"

Еще вспоминается, что Офюльс сердился на Астрюка, писавшего в "Кайе дю Синема", что будущее за широким экраном, что в эстетическом смысле широкий экран заменит станковую картину фреской. Он не отрицал широкий экран, но говорил, что фрески и станковые картины всегда сосуществовали, почему что-то нужно заменять чем-то. Мне кажется, это точка зрения актуальна и сейчас.

Reply

dim_ma November 24 2010, 08:59:05 UTC
- самое забавное что этот разговор - по крайней мере для меня - и начался с противоставления фреска/ масло :)) - в одном из постов - ... и мне кажется мы не говорим что одно нужн заменять другим, мы говорим о новых кино-возможностях, сязанных с форматом экрана

Reply

alex_kin November 24 2010, 09:12:20 UTC
Противопоставление фреска/масло - это кусочек текста Бандуровского о Коште и я всё же думаю его развернуть детальнее. Ну и, конечно же, ничего не нужно заменять или, того хуже, запрещать. Мне именно интересно, как формат кадра влияет на восприятие, а то, что горизонталь постепенно побеждает вертикаль - дело интересное, но из другой области.

Reply

nomen_n November 24 2010, 17:17:16 UTC
Тяготеет ли взгляд к вертикальной панораме, когда видит человека, и к горизонтальной - когда видит пейзаж?

Для меня это именно так, жанр и особенности фильма предрасполагают к выбору формата, человеческое общение ближе зрителю в 4:3, а снимать-то так уже никто не снимает, среднестатистическая драма будет в 1.85:1, унификация уже произошла. И для меня это больной вопрос.

Reply

alex_kin November 25 2010, 07:54:42 UTC
"унификация уже произошла". Отмечу это с прискорбием. Но, всё же остаются люди - Гаррель, Кошта, Годар, Фитусси - которые снимают 1,37.

Reply


Leave a comment

Up