Видали мы и жарче

Mar 07, 2012 17:19

Самое грустное, когда зритель возлагает на режиссёра свои собственные ожидания (забывая о том, что режиссёр не обладает телепатическими способностями или просто не знает о зрительских ожиданиях). Режиссёр моментально становится заложником долга, "должником виноватым" - он же задолжает зрителю, без сомнений. И не приведи Господь снять режиссёру нечто эдакое, чего зритель от него не ожидает!
Я посмотрел "Жаркое лето" (Un été brûlant, 2011) Филиппа Гарреля. Посмотрел без каких-либо ожиданий, без пожеланий Гаррелю снять "Очень тайного ребёнка", "Не всегда регулярных любовников" или "Я ваще не слышу гитару". Без ностальгического узнавания "А где в этом фильме Нико?". Короче, забыв, что это фильм Гарреля. Совершил почти невозможное.
И мне чертовски понравилось.

Когда в ваш карман деньги перекочевали из банкомата, и вы уже полнитесь приятным тёплым чувством, значит, скоро вступить вам в дерьмо. Я знал это, но всё же полез читать критику. Критика, конечно, чудовищная, круто замешанная на личных ожиданиях критикующих, - оставим же их в ожидании Большого Фильма, который когда-нибудь кто-нибудь снимет. Гаррель тоже подлил масла в огонь, сказав о почти ремейке годаровского "Презрения" - и критики моментально сдали его во вторсырьё. Короче - долг Гаррелю уже не выплатить: и сильно стал он "правым" после таких "леваческих" "Регулярных любовников", и вяло снимает, и даже название - не в тему. Какое там жаркое лето (то ещё лето страсти)? Где разрыв аорты? Где по мордасам выдают зажиревшим буржуа?
Гаррелю сложно - он же не может спросить критиков, какого хрена он должен снимать о разрывах крупных кровеносных сосудов. Гаррель снимает предельно камерную и в этой замкнутости звенящую историю любви. Любви разных людей.


Это фильм о том, что не нужно ничего ждать. Не нужно ждать от Луи Гарреля подвижной актёрской игры - он зажат, скован, лишён взрыва почти всегда. Но в этом фильме он и не должен играть на взрыве - одного срыва достаточно, чтобы показать всё.
(К слову о "Презрении". Если так подумать, то Гаррель играет роль Брижитт Бардо - которая была чудовищным мискастингом для "Презрения". Только десятилетия спустя её атласные мускулюс глютеус на атласном покрывале уже не кажутся такими уж вызывающими.)
Совершеннейшим мискастингом объявили Монику Белуччи. А кого ещё нужно было взять на роль томной, несколько перезревшей, властной римской матроны? Клотильд Эсме? Кто ещё мог бы сыграть сцену в церкви, когда она идёт с любовником, он стоит у дверей, а она - дура дурой! - хочет замолить грехи не отходя от кассы алтаря? Была Анна Маньяни - но её больше нет. (Сравнение Белуччи с Маньяни - совершенно некорректно, простите.)


Почти никто ни слова не написао о втором фильмическом дуэте - Жероме Робаре (он сыграл Йонаса у Таннера в "Йонас и Лила, до завтра" - фильме, который нигде не найти) и Селин Салетт. Так вот - он потрясающий. Особенно Селин Салетт - я не мог отвязаться от мысли, что пара "Белуччи - Салетт" это "Лафон - Лебрюн", только Жана-Пьера Лео нет. Селин Салетт - это находка (только началась сцена у аптеки, я уже знал, что героиня Салетт беременна и долго себя спрашивал, как я это понял, по каким признакам). Её худоба, нервность, некая схожесть с покойной Еленой Майоровой. Гаррель - браво! 


Темы этого фильма Гарреля очень тонкие - не ухватишься. И любовь, и Вторая мировая, и иммигранты, и фашизм... Нежное, камерное кино, снятое Вилли Курантом слегка подрагивающей ручной камерой. Возможно необязательное, но такое трогательное.

Вы хотели посмотреть "Тайного ребёнка"? Пожалуйста, вытаскивайте ДВД и смотрите.

Филипп Гаррель

Previous post Next post
Up