"Прекрасная спорщица"+"Дивертисмент"

Feb 04, 2012 09:56

Сегодня посмотрел два коротких, но информативнейших интервью по поводу "Прекрасной спорщицы": Жака Риветт и Паскаля Бонитцера с Кристин Лоран.
Меня до сих пор тревожила эта игра между "длинной версией" и "короткой версией" - а Риветт этим славится: две версии Out 1 (на сайте imdb заявлены ещё две короткометражки, которых, наверное, никто не видел, но я так думаю, что это осколки Out 1), две версии "Безумной любви" (тут не всё так просто - возможно о существовании двухчасовой версии не знает и сам Риветт), две версии "Северного моста", две версии "Прекрасной спорщицы". Я всё не понимал, в чём же причина тревоги - при том, что это приятная тревога, как, если смотришь напряжённый фильм, но знаешь, что он закончится хэппи-эндом. И вот я понял - это тревога рачительного крестьянина, который занимается сбором урожая и уже придумал куда использует то, что, казалось бы, использовать не получится. После съёмок "Спорщицы" и монтажа "длинной" и "короткой" версий практически не осталось неиспользованного материала - всё пошло в дело. Причём, и "Спорщица", и "Дивертисмент" - фильмы разные, то есть материал не просто как-нибудь подмонтирован: Риветт сделал два фильма, подходя к каждому иначе - здесь аналогия со Стравинским, которого Риветт вспоминает, чертовски уместна. Это музыкальный подход к кино - написать симфонию, а другие музыкальные идеи, которые в этой симфонии прослеживаются, но проработаны не столь детально, как хотелось бы, изложить в другой музыкальной вещи, изменив акценты и прописав другие темы. И у Риветт это получилось отменно.
Конечно, смотреть одновременно "Спорщицу" и "Дивертисмент" сложно (я, правда, это как-то проделал - поэтому не советую), но это и не нужно - все темы сработают и при последовательном просмотре.
Потрясающий подход Бонитцера - работать с новеллой Бальзака, высветляя и делая контрастней через новеллу Генри Джеймса. Интересен подход Любчански - фильм-то снят в двух форматах кадра. Делать фильм и сразу думать о его Двойнике.
Ну и, конечно же, я понял, что нужно посмотреть фильм ещё раз - он трагичен, пусть и трагедия убаюкана этим плавным разморенным южным ритмом. Трагичны обе героини - и героиня Беар, которую просто-таки выпил до дна Френхофер, и героиня Биркин, которая уже выпита им. Да и Френхофер уже не кажется таким милым и эксцентричным - правда жестока, а он весьма правдив.

Жак Риветт, Паскаль Бонитцер

Previous post Next post
Up