Михаил Елизаров - сказочник и натуралист

Mar 17, 2011 23:30

 

Михаил Елизаров родился в Ивано-Франковске в 1973 году. Детство и юность будующего писателя прошли в Харькове. Окончил филфак Харьковского университета и музыкальную школу по классу оперного вокала. С 2001-го по 2003-й годы жил в Ганновере, где учился на телережиссёра. С 2003-го по 2007-й проживал в Берлине, далее переехал в Москву.
Дебютировал в 2001 году в издательстве "Ad Madginem" повестью "Ногти". Самые известные произведения - романы "Библиотекарь" и "Pasternak". Лауреат премии "Русский Букер" (2008 г.).

Основных произведений Михаила Елизарова покамест не читал. Может, когда-нибудь и прочитаю... Сейчас же речь пойдёт всего о двух повестях - "Ногти" и "Госпиталь". Это единственное, что я читал у Елизарова, но оно произвело на меня сильное впечатление. 
Михаил очень своеобразный, самобытный, не похожий на других писатель. Доказательства тому - живой, сильный, насыщенный эпитетами и метафорами язык, бурная фантазия автора, раскрывающаяся перед нами во всей своей красе и являющейся основной фишкой Михаила Елизарова, по которой его уж не спутаешь с другими авторами...
Действие повести "Ногти" разворачивается в интернате для слабоумных детей. Главный герой - горбун Глостер, вспоминающий о прошлом и о своём друге и соученике Бахатове. Повесть очень мистична, и, вместе с тем, не похожа на обычные тошнотворные творения современных писателей. Да, она имеет свой коэффициент тошнотворности. Елизарову свойственно держать читателя в страхе, в волнении, не отпуская его до конца. Натуралистические жутковатые зарисовки соседствуют здесь с тонким, изящным, немного старомодным языком. 
Итак, подробнее о повести. Бахатов обладает паранормальными мистическими способностями. Он проводит магические ритуалы, главным действом которых становится обгрызание его, Бахатова, ногтей. Тем временем в интернат привозят совершенно не реагирующую на окружающий мир, но очень красивую девочку. Пользуясь её беспомощностью, два санитара насилуют её. Однажды это видит Глостер, влюблённый в неё. Он убивает санитаров, а Бахатов обгрызает ногти, после чего тела исчезают. Вскоре девочка умирает...
Но необыкновенные способности Бахатова даже после исчезновения последнего не оставляют Глостера. Благодаря ему он приобретает музыкальный дар и становится всемирно известным пианистом. Каким-то чудом воскресает и девушка, в которую был влюблён Глостер. Да не просто воскресает - обретает способность говорить...
Не всё в этой повести ясно. Но это действительно глубокое и страшное произведение, как отмечали критики. Бурная фантазия Елизарова расцветает здесь полным цветом, без острастки демонстрируя нам целый мир, сосредоточенный внутри интерната - мир жестокий и безжалостный.
Также следует сказать о повести "Госпиталь", о которой мало кто говорит. А зря. Это не мистическая, это очень натуралистичная повесть, жестокая и безжалостная. Главный герой, судьба которого созвучна с судьбой самого писателя, - призывник. По состоянию здоровья он попадает в госпиталь буквально перед развалом Советского Союза. Тут ему, человеку интеллигентному, умеющему играть на гитаре и покорившему всех своих однопалатников этой способностью, открывается жестокий мир дедовщины и армии, полный насилия и бессмысленной злобы. Произведение очень живое и актуальное для наших дней. Тут Елизаров не сказочник, а правдивый натуралист, рассказывающий нам абсолютно ВСЁ. Без прикрас, без острастки, - в своём коронном стиле. Чего стоят эти мрачные описания госпиталя и служащих!
"...Деревенского Шапчука прозвали Шапкой. Это громоздкий и запуганный парень из-под Львова. Он говорит по-украински, с бабьим привизгом. Шапчуку достаётся больше других.
- Заправь кровати, - приказывает "дед" Шапке.
- Ні, я не буду, - упрямится тот. - Я тут все рівно не спав, як людина. Не хочу.
- Шапка, не выёбывайся! - "Дед" отвешивает строптивому Шапчуку символическую плюху. - Так понял?!
- Так. Приберу, так...
В последнее время ситуация упростилась. Шапчука сразу несильно бьют, он произносит своё куриное "так" и отправляется выполнять задачу..."
Все обитатели госпиталя выведены тут с потрясающей точностью документалиста - сам герой, Шапчук, "деды", и, наконец, подлинное воплощение зла и дедовщины - "дед"-танкист Прищепин, нарочно выведенный как жуткое мертвецко-демоническое существо. Главный герой учит играть сослуживцев на гитаре. Играют то, что было модно в те тяжёлые годы: Цой, БГ, "Наутилус Помпилиус"...
Все относятся к нему с уважением. Лишь Прищепин - пришелец из кровавого мира дедовщины - великолепно демонстрирует всё то, что сделала из армии уродливая, прожорливая власть в те годы...
"...Прищепин, не давая себе передышки, , обрушился на ни в чём не повинную гитару:
- Дай сюда, - сказал он мне, деловито покрутил инструмент в руках, словно бы готовился извлечь из него аккорд. Вдруг его лицо скорчила гримаса отвращения. - А это что ещё за хуйня?! Не струны, а споли какие-то, блядь! Прозрачные, блядь! На, забери обратно! Сам играй на соплях! - с хохотом сообщил он мне, возвращая поруганную гитару..."
Главному герою вскоре повезёт, его выпишут по состоянию здоровью. Избавится от этого злого, отвратительного мира. 
Конечно, такое чтиво выдержит не каждый. Из рассказов Елизарова мне тоже не всё нравится. Но об армии он написал правду. И такая проза должна быть, поскольку она демонстрирует нам беспомощность и убогость наших властителей, и то, во что превратили они армию...
Елизаров не слабый писатель. Потому пожелаю ему дальнейших творческих успехов и процветания. Талант есть, стиль есть. Елизаров уникален в своём роде...

В последнее время Михаил увлёкся пением сатирических, не совсем цензурных песен. Их я оставлю без комментариев: кому-то понравится, кому-то - нет. Решайте сами;-).

image Click to view


image Click to view


image Click to view


image Click to view


image Click to view

рецензии, книги

Previous post Next post
Up