Пока летел с длинными стыковками в Польшу на Судеты, было время написать о том, как я проехал марафон в Латвии за две недели до этого.
Итак, семья моя отдыхала летом на рижском взморье и, присоединившись к ней, я решил попробовать заодно зацепить какую-нибудь местную гонку - просто из любопытства, а также как тренировку перед Судетами. Латышские френды по Аэробии снабдили
подробным календарем спортмероприятий и порекомендовали этап марафона SEB в Виеталве. ОК!
Сайт марафона, новости, положение и всё остальное - только на латышском, но гуглопереводчик спас отца русской демократии! Можно зарегиться и оплатить взнос он-лайн.
На выбор было несколько дистанций: 71 км, 48, 29 и совсем короткие детские. За пару недель до старта глянул списки уже зарегистрированных и поразился: на 71 км записалось чуть больше 200 человек, а на 48 - уже 1700! Причина такого предпочтения местными учаснегами более коротких дистанций - для меня до сих пор загадка. Первый раз я увидел это на Юрмальском марафоне в 2012 (шоссе), но там выбор был между 135 и 70 км, плюс на длинной дистанции стоял довольно жесткий лимит времени (в который я благополучно и не вписался), поэтому предпочтение многотысячными массами более короткой дистанции более-менее понятно. А тут у меня нет разумных объяснений, почему сотни очень сильных бойцов едут в такой неблизкий свет (километров 170 от Риги, например) ради менее чем двухчасового спринта по относительно плоской и простой трассе. Это не похоже ни на марафон (слишком коротко), ни на кантрийную гонку (нет настоящих апхилов и технических секций). Однако ж подавляющее большинство ехало именно 48 км, оставив полную дистанцию настоящим джедаям! :)
Следующим испытанием после положения о гонке на латышском стала схема трассы. Для моей длинной дистанции она выглядела совершенно фантасмагорично и сходу выносила мозг:
От идеи "оставить бутылочки где-нибудь на круге" пришлось сразу отказаться и ехать с гидропаком. Еще больше меня беспокоила перспектива встретиться с кем-нибудь лоб в лоб на участках трассы с противоходом. Забегая вперед, скажу, что за всю гонку навстречу мне попался только один чувак и было похоже, что он просто потерялся или сошел. Так что с трассой всё было чётко!
Итак, вскочил с утра пораньше в воскресенье, загрузил в машину велик и жену с дочкой (редкий случай, когда у них была возможность за меня поболеть, и это дополнительно вдохновляло) и двинул на восток в сторону Виеталвы.
Очень опасался, что не смогу найти в незнакомой сельской местности стартовый городок, поэтому сразу стал высматривать на шоссе машины с великами на крышах. Первые такие машины стали попадаться уже километров за 100 до пункта назначения. Километров за 50 уже весь хайвей представлял собой сплошной караван машин с 3-4 байками на крыше и на всевозможных иных велобагажниках! С таким эскортом я и доехал прямо до старта. Полицейский-регулировщик ловко распихивал машины по парковкам, я побежал регистрироваться, т.к. мой старт был самым ранним (в 12:00, остальные дистанции - через час-полтора) и я, не имея предварительной регистрации, боялся не успеть. В стартовом городке для регистрации был отведен длинный-длинный стол с парой десятков волонтеров: разные столы для разных дистанций, для заранее зарегистрированных и нет, и т.д. и т.п. Никаких очередей! Волонтеры помогли мне заполнить анкету на латышском, выдали номер на байк с приклеенным чипом, номер на веломайку с булавками и талон на питание. Всё заняло пару минут, стартовый взнос - 15 лат (типа 900 руб., если регистрироваться заранее - дешевле).
Оглядевшись, понял, что место это - лыжный стадион, кругом указатели на петли с разными дистанциями и т.п. По овалу стадиона сделан длинный стартовый коридор, разделенный на сектора. Т.к. я регистрировался последним, меня отрядили в последний же сектор для моего заезда - 4-й. (Если бы я поехал короткую дистанцию, то моим коридором был бы 15-й или 20-й и я только-только добрался бы до стартового створа, когда лидеры уже финишировали бы :))
Кругом мощная движуха и много всего интересного и для участников - палатки со спортпитанием, велоодеждой и прочим велосипедным стаффом, и для болельщиков - куча передвижных кафешек с разнообразной едой, музыка, все дела. И болельщиков реально толпы! Вобщем, всё очень непохоже на наши подмосковные междусобойчики, где кроме одной-двух сотен гонцов, давно знающих друг друга в лицо, никого и нет обычно.
Вобщем, закинул рюкзак с гидропаком на спину, распихал гели по карманам и встал в ожидании старта. Несмотря на дождливый прогноз, стоит адская жара и пекло! Жарюсь на солнце и надеюсь на первую гонку без дождя и грязи :)
Дают старт и все, естественно, начинают адски валить. Несколько разгонных петель с короткими апхилами обходятся без привычных завалов и затупов (все крутят мощно и грамотно), выходим на оперативный простор и я понимаю, что по-настоящему валить еще никто и не начинал! Помня о своем эпик-фейле на шоссейной Юрмале, стараюсь на скоростном плоскаче не остаться одному и удержаться хоть в какой-нибудь группе из последних. В итоге еле-еле повисаю крайним колесом за какими-то чуваками - держусь, высунув язык. Если такой темп в самой что ни на есть ж… в смысле групетто, то представляю, как раздают в голове или хотя бы середине! Понимаю, что попал в категорию к настоящим джедаям и тут главное выжить…
Группа постепенно просеивается, спереди работают два сильных чувака: один на Канондейле, другой - в такой же ретро-майке Трек, как у меня, но на Мериде. Я продолжаю висеть в хвосте и манкировать смены. Кроме двух первых чуваков, спереди еще маячит чел на Ляпьере - очень дерганно и нелогично. Я думал, это я не умею ездить в группе, но тут парень вообще как-то совсем хаотично движется, постоянно дергает, отъезжает один на 30 метров, висит там какое-то время и падает обратно в группу. Потом опять обгоняет по кустам, рвет вперед - и опускается назад. Плюс у него периодически в неподходящий момент со скрежетом сбоит переключение, что тоже не добавляет спокойствия окружающим. Вобщем, тревожный пассажир.
Я к этому моменту немного прочухался и стал выходить на смены - изредка по большим праздникам, например, чтобы подтащить всех до очередной впереди идущей группки. Каждый такой протяг дается мне адски тяжело и после него я опять повисаю в хвосте, но зато каждый раз это маленькая победа, да и приятно ощущать одобрение текущих партнеров :)
Чуваки периодически что-то мне кричали по-латышски: то ли выгоняли меня на смену, то ли спрашивали что-то. Я мог только ответить: "Сорриайдонтспиклатвиан!", после чего на меня начинали удивленно оборачиваться, рискуя упасть и свернуть шею, как на какое-то диковинное животное :-)
В моменты прояснения сознания, рассматриваю чужие байки. Кругом ОЧЕНЬ много Треков! Причем, в отличие от наших краев, много крутых верхних моделей. Видел много Топ-Фуелов, в т.ч. карбоновых, а в какой-то момент обогнал чувака на красно-белом Top Fuel 8 - таком же, как у меня! Впервые в жизни я увидел у кого-то такую же раму, понял, что я не один такой во вселенной! :)
Но самый популярный вел у народа - это, конечно, хардтейл карбо-найнер с жесткой вилкой! Под такую трассу он, наверное, хорошо подходит. Кстати, о трассе…
В обзоре Тур де Франс про такую сказали бы "fast rolling stage". Длинные плоские прогоны по автомобильным грунтовкам, немного асфальта, автомобильные же лесные дороги, очень немногочисленные синглы по лесам и полям. Периодически встречаются апхилы (суммарный набор чуть меньше тыщи) но практчески всё въезжаемо на 32 звезде даже для меня. Техничные секции отсутствуют как класс, но их с успехом заменяет песок! Песка очень много и он сцуко глубокий! Пару раз на быстрых спусках вылетал из-за него в кусты, плюс в песчаные подъемы карабкаться - ещё та развлекуха.
Вобщем, так и едем примерно с теми же чуваками, периодически адсорбируя новых учаснегов спереди и отцепляя кого-то сзади. На равнине латыши с мощными ляжками валят-не-остановить, на редких крутых подъемах я пытаюсь от них отъезжать (но ненадолго). Еще мне на радость встречаются очень кочковатые участки на лесных дорогах. Там мой двухподвес отрабатывает по полной и я бы его ни за что не променял на карбо-ригид, каким бы накатистым ни был последний на грейдере.
И вот, когда для меня миновала середина дистанции и финиш уже замаячил где-то на периферии сознания, началась херня. Эта херня преследует меня весь данный сезон и я давно мог бы к ней привыкнуть, но каждый раз я только больше бешусь. Короче, полил дождь! Сначала слегка закапал, а потом ливанул конкретно. Меня это ужасно расстроило, боевой дух ушел в минус и вообще опять стал думать о мировом заговоре против меня: ни одной гонки без дождя за весь сезон, какого хрена?!
Трасса, хоть и песчаная, но быстро намокла и, т.к. скорости постоянно высокие, мокрый песок нескончаемым потоком летел в лицо :-( Наша стройная группа быстро развалилась: все по-разному восприняли резкую перемену погоды. Дальше я в основном ехал в одну харю, плюясь песком и лишь изредка с кем-то "спариваясь".
После одного из пунктов питания чуть не уехал с трассы. Разметка вообще очень хорошая, всё заметно и понятно, несмотря на сложную конфигурацию трассы. Но для особо одаренных, типа меня, это не преграда. Еду вдвоем с крупным таким местным чуваком в желтой форме - на плоскаче с трудом за ним сижу, а, как только пошел крутой апхил, чувак встал и я стал быстро от него отъезжать. Наверху был пункт питания, я взял на ходу стаканчик с водой и задумчиво поехал дальше. Вдруг слышу свист сзади - оборачиваюсь, этот парень в желтом мне машет издалека. Ну, думаю, обиделся, что я его бросил. Машу ему в ответ, мол, давай подтягивайся, я тебя подожду - тем более, что впереди асфальтовый плоскач и вдвоем явно сподручнее. Но чувак не унимается - стоит у пункта питания и опять свистит, машет и что-то кричит. Черт, вот ведь нахал, думаю, требует, чтоб я ждал, пока он там поест и попьет! Ни фига ж себе! И тут вдруг понимаю, что в том месте, где он стоит, трасса уходит в лес и я уже уехал метров на 300 от нужного поворота! Хватаюсь за голову, разворачиваюсь и фигачу обратно! Говорю чуваку "Paldies!" - одно из немногих известных мне слов по-латышски. Вообще, полезно перед стартом за рубежом выучить хотя бы что-то на местном языке. Например, зная числительные, я бы понимал из объявлений диктора, сколько времени осталось до старта моего заезда и не был бы вынужден торчать постоянно около стартового коридора. Ну и перекинуться парой слов с камрадами тоже приятно и полезно.
По мере продвижения к финишу стал всё чаще обгонять народ с синими номерами - учаснегов короткого заезда, которые стартовали на час позже и чья трасса сливалась с нашей где-то в середине. Вообще, очень удобная штука - номера на спине, причем разного цвета: всегда понятно, кто перед тобой едет и стоит ли с ним зарубаться. Жаль, у нас так не делают на марафонах.
Километров за 20 до финиша чувствую, что начинает накрывать. То ли темп всё-таки был высоковат для меня, то ли так расстроился из-за дождя, что забыл поесть. Быстро сжираю гели - вроде легчает.
За 10 км вспоминаю, что у меня есть волшебный пузырек "Sponser Activator", подогнанный Илюхой - какая-то адская смесь кофеина, гуараны и еще чего-то (WADA friendly, не переживайте!). Я его постоянно с собой вожу, но всегда забывал выпить. В этот раз не забыл.
И вот ровно через минуту после того, как я его выпил, у меня на торчке дико сводит правую ногу! Я ору от боли, выстегиваю ее и как-то докручиваю в подъем одной левой. Дальше полого и получается ехать, крутя одной ногой. Болельщики хлопают и громко поддерживают меня :-)
Через какое-то время ногу отпускает и я добираю (или он меня добирает, не помню) того тревожного пассажира на Ляпьере. По очереди раздергиваем друг друга, но ни у кого уехать не получается. Хотя я чувствую, что соперник мне по зубам, несмотря на то что в начале, помню, он очень сильно тянул - гораздо сильнее меня. Начинается спуск, после которого должна идти адски кочковатая лесная дорога, на которой люди на хардтейлах сильно тупили, когда мы проезжали это место в обратную сторону в начале гонки. Я раскручиваюсь на спуске и изо всех сил ломлю по этим кочкам (спасибо двухподвесу!) Через какое-то время оглядываюсь - за мной чисто.
Остаются последние километры до финиша - лыжные петли с большим количеством апхилов. Стараюсь не сбавлять темпа, но тут опять сводит ногу - теперь левую. И потом сразу правую. Грязно ругаюсь и пытаюсь ковылять пешком в подъем - трудно даже идти. Меня обгоняют сразу два чувака из моей категории, я в ярости! Еле-еле начинаю ехать, вроде уже маячат их спины впереди и тут ррраз - опять судороги, опять встаю. Меня прошивает еще один чел! Я задыхаюсь от бешенства и бессилия и уже готов крутить педали руками. Бегу изо всех сил, как только чуть отпускает - прыгаю в седло и начинаю валить уже на все деньги, ибо до финиша какие-то пара километров и последний призрачный шанс отыграть назад три места.
Первого чувака обгоняю в последнем подъеме перед финишем, второго - уже в финишном спринте, до третьего не хватает пары десятков метров - он таки выиграл у меня 5 секунд.
Падаю без сил и наслаждаюсь прохладным дождиком с неба - чистым, без песка и грязи :-) На финише меня ждет моя группа поддержки - отпаивают меня и приводят в чувство. Придя в себя, ковыляю к палаткам с едой - там мне выдают тарелку макарон с чем-то, пироженку, лимонад. Рядом стоят длинные столы со скамейками - удобно. С удовольствием ем, попутно разглядывая окружающих. Кругом ходят толпы довольного чумазого народа (тыщи 2-2,5 учаснегов в сумме набралось, я думаю), все в командных майках с названиями каких-то местных фирм, магазинов хозтоваров, автосалонов, заправок, городских и поселковых велоклубов - видно, что велоспорт тут очень популярен и поддерживается по-всякому.
Сходил посмотреть свеженапечатанные протоколы - я 131 из 183 финишировавших бойцов, т.е. даже не последний! :-) В стартовом протоколе было больше 300 человек - то ли все слились, то ли не доехали.
Время - 3:11:03 на 71 км.
Результат немного обескуражил: я надеялся заехать хотя бы в середине или в первой сотне, но, с другой стороны, после финиша была уверенность, что я выложился на полную и сделал всё, что мог. А хуже нет, когда после гонки остаются силы и начинаешь себя ругать за то, что недоработал. Так вот у меня сил не осталось вообще! :-) Ну и контингент участников моего заезда явно отличался от среднестатистического - слабаков там не было :-)
Можно было повнимательнее обойтись с питанием, судороги на финише оказались очень не кстати, но в целом я собой доволен, гонкой удовлетворен и, главное, получил большое удовольствие! Было очень прикольно поработать в группе, зарубиться с народом на финише, пострадать, потерпеть - вобщем, то чего обычно ожидаешь от веломарафона.
Короче, всем рекомендую :-)
Протокол:
тутВидео:
https://vimeo.com/70342729Мой трек на Аэробии:
тут(с пульсом Гармин опять накосячил, буду менять его, наверное)