В Смоленске на ул.Николаева есть торговый комплекс "
Центрум".
Так он выглядит на Яндекс-панорамах.
Само здание построено и введено в эксплуатацию в конце 80-х, когда в нем открыли самый крупный универсам. Таковым он и оставался до появления гипермаркетов.
Географически удачно расположен, место бойкое. В конце 90-х его модернизировали, расширили площадь и надстроили два этажа. Тогда же он получил нынешнее название, вместо унылого "Универсам" - "Центрум". На первом этаже открыли супермаркет, на втором и третьем "Галерею" бутиков и салонов.
Естественно, наиболее посещаемым был и остается супермаркет. Народ валом валил особенно накануне праздников и выходных.
С первого же дня там установили странную процедуру. На входе в зал стояли строгие женщины и следили, чтобы никто не прошел с сумкой, которую требовалось запечатать в пластиковый мешок. Услуга бесплатная. Я иногда, покидая заведение, мешок не распечатывал. Использовал потом для выноса мусора.
Женщины отличались не только строгостью, но и некоторой оголтелостью, что сильно раздражало.
Самое смешное, что, пройдя в зал с запечатанной сумкой, её можно было спокойно вскрыть. Мало ли что, телефон зазвонил, носовой платок потребовался или таблетка от головной боли.
Люди разные, кто-то не заморачивался, кто-то дисциплинированно пугался и спрашивал разрешение у охранника.
Ирина, как человек непримиримый, склонный к сопротивлению, отказывалась и проходила в зал под гневные окрики.
- Женщина! Вернитесь! Запакуйте сумку! Нельзя!
Бывало даже за ней следом бросались. И отпускали в спину ядовитые комментарии. После чего за Ириной на некотором расстоянии следовал мужчина, все своим видом показывающий, что он случайный покупатель, а не сотрудник внутренней охраны.
- Ты же известная воровка и аферистка, - шутил я. - Они тебя за сто метров чуют.
Была у них маленькая сухонькая работница, собиравшая в холле тележке. Она регулярно к нам подкатывала, когда мы упаковывали покупки, и сквозь зубы цедила замечания. С эдаким чувством морального превосходства честной труженицы над несознательными нарушителями установленного порядка.
Надо сказать, дури хватало не только в "Центруме", пару раз меня не пропустили в другие магазины. Обычно на входе восседал жлоб в темной форме, изображавший из себя хранителя капиталистической собственности, и с трудом сдерживал зевоту, чтобы в рот не залетела муха. Я не желал оставлять сумку с документами в ячейке, потому что "администрация за сохранность ответственность не несет", а он не разрешал пройти, потому что "не положено". Я разворачивался и уходил, они потеряли покупателя, их проблемы.
2000-е годы принесли достаток и в городе начался бум сетевых магазинов.
"Магнит", "Дикси", "Пятерочка", "Евроторг", "Микей", "Фортуна", всех не перечислишь.
И о чудо, в них можно было пройти хоть с сумкой, хоть с торбой.
"Центрум" мужественно держался. Директриса иногда мелькала в теленовостях. Жаловалась на воровство покупателей.
- Лучше бы проверила свой персонал, - отвечали мы телевизору.
Однако оголтелость женщин на входе сошла на нет, появились просительные нотки. Количество их уменьшилось. Та маленькая сухонькая сотрудница ушла на пенсию, регулярно вижу её покупательницей в повседневной одежде, а не в униформе.
Кстати, первыми, кто начал игнорировать требования на упаковку, были крепкие молодые парни со спортивными сумками. Смешно было наблюдать, как смотрительницы за порядком скромно тупили глазки, чтобы потом встрепенуться на даму с ридикюлем.
- Стойте, стойте! У нас нельзя. Давайте я вам запакую.
Я не мог понять, это же лишние расходы, эффективность борьбы с воришками нулевая, зато какое обременение. "Центрум" явно проигрывал конкуренцию близ расположенным сетевым магазинам и соперничал с ними только своим расположением и ассортиментом.
Ладно, конец 90-х. Время сложное, бандитское. Но с тех пор многое изменилось, к тому же народ из числа активных покупателей немало поездил по миру и мог сравнить нравы и порядки.
Потом в город пришли гипермаркеты, несколько раз превышающие "Центрум" не только по площади, но и разнообразию товаров. Не знаю, как в них борются с воровством, но прохожу в них с сумками любых размеров и не вижу там охранников, замаскированных под обычного покупателя.
"Центрум" принципиально держался. Женщина у входа с аппаратом запайки пластика стала их визитной карточкой и отличительной чертой.
На днях захожу и чувствую чего-то не хватает. Девушка с веслом Женщина с аппаратом исчезла. О где же эта амазонка? Даже стол убрали. И ворох подготовленных мешков. Все. И некуда больше привести туристов, чтобы показать местную достопримечательность. Памятник маркетинговой глупости.
- Ты что, не знал? Уже две недели, как ликвидировали, - пояснила Ирина.
Вот незадача, как же я упустил, не сфотографировал и не запечатлел для вечности.
Таким образом пал последний бастион недоверия к покупателю. Эдак они и маскарад из внутренних охранников ликвидируют. Процесс пошел.