Почему стратегии не работают

May 11, 2011 12:35



Программно-целевой подход к управлению бюджетными средствами, системы целевых показателей и бюджетирование, ориентированные на результат... Нескончаемый поток инициатив в рамках административной реформы. Целевые показатели есть у министров и более 200 показателей у губернаторов. Так почему же даже самые замечательные стратегии и планы в нашей стране не работают?

Причина кроется в нашей административной культуре. Культуре, основанной на специфическом феномене - «поручение». Можно ли ожидать результат от системы, которая сфокусирована только на одном - исполнение поручений. Сталкивались ли вы с ситуацией, когда Министр промышленности реально отвечал бы за прирост промышленного производства и повышение его конкурентоспособности, в том числе производительности труда? Производство ежегодно падает, доля обрабатывающей промышленности в экономике сокращается, производительность труда ничтожно мала против уровня производительности в развитых странах, а последствия? Последствий никаких. Успех здравоохранения у нас измеряется количеством кроватей в районной больнице, а не продолжительностью жизни и качеством медицинского обслуживания. Министр транспорта персонально не отвечает за эффективность транспортной системы, то есть за надежность, скорость, а также объемы перевозимых грузов и пассажиров. Министр МВД отвечает за количество раскрытых преступлений, но граждан волнует совсем другое: «Могут ли они чувствовать себя в безопасности в нашей стране?». Вы слышали когда-нибудь, чтобы руководитель ГАИ ответил за то, что у нас так много людей гибнет на дорогах? Нет, такие случаи неизвестны. Глава региона, не отвечает за качество жизни и условия для ведения бизнеса в регионе. Нет, показатели эффективности у него конечно есть, но никаких реальных последствий за то, что эти показатели не будут достигнуты никто реально не несет. Единственным исключением является прямая ответственность глав регионов за результаты выборов правящей партии.

Жизнь наших чиновников всех уровней устроена непросто. Да и легко ли это сидеть весь день в полусогнутой стойке и ожидать поручений. Не будет поручения - нет работы. Поручение - превыше всего. И не важно, есть ли у вас планы и задачи, которые вы должны исполнять, поручение - всегда будет в приоритете. Так повелось, что время нашего чиновника никто не уважает и не ценит. Отсюда бесконечные совещания с перемещениями в пространстве, которые часто не имеют никакого смысла и отнимают драгоценные часы, которые так нужны нашим чиновникам, чтобы думать и наполнять содержанием свою работу. Невозможно представить, чтобы в корпорации сотрудники, приходя на работу, сидели и ждали поручений, вместо того, чтобы выполнять свои регулярные задачи и функции. Задачи, которые заранее тщательно планируются и нацелены на достижение конкретного результата, за который руководство корпорации отчитывается ежегодно перед акционерами. Так почему же поручения так прижились в государственном управлении? В отличие от результатов, за которые обычно ответственность весьма формальная, исполнение поручений тщательно контролируются. Не удивительно, что в недрах нашей административной системы так гордятся поручениями, как наиболее эффективным механизмом управления. Именно поэтому рабочее время чиновника в лучшем случае на 80% состоит из задач, связанных с исполнением срочных поручений и только на 20% - из регулярных функций, а также долгосрочных проектов и программ. Отсюда, если какие-то результаты и достигаются, то скорее это происходит случайно, по стечению обстоятельств. У людей, которые должны были бы обеспечивать достижение результатов своей деятельностью, как правило, на это просто не остается времени. Они целыми днями заседают, расписывают почту, а также раздают и исполняют срочные поручения. Стратегическое и оперативное планирование, бюджетирование и целевые программы как бы существуют параллельно, на ежедневных задачах типичного чиновника они практически не сказываются и тем более не влияют на оценку результатов его деятельности и карьеру.

Если мы действительно хотим изменить ситуацию к лучшему, то следует начинать с вершины вертикали. Давайте внимательно посмотрим на послание Президента. Каждый год администрация Президента производит новый продукт, который, без всякой иронии, является результатом творческих усилий десятков экспертов, чиновников и профессиональных лоббистов. Как следствие, Послание Президента инициирует многочисленные поручения, которые далее попадают в Правительство, Министерства, Ведомства, региональные администрации и т.д. В чем же проблема? Проблема в том, что новые поручения зачастую не просто дополняют существующие планы и программы, они их подменяют и разрушают. Если разработанные программы столь низкого качества, что требуются десятки ежегодных поручений, чтобы добиться результата, то может быть имеет смысл совершенствовать систему планирования, вносить изменения в существующие программы? Послание - это в первую очередь отчет о проделанной за год работе и во вторую - заявление о планах на будущее. Если же это отчет, то почему его формат и содержание пересматриваются каждый год? Да, это в первую очередь политический документ, но все-таки, это главный документ, по которому население оценивает эффективность работы Президента. Почему мы не видим «обязательной» части отчета, которая остается неизменной из года в год? Например, как это делается в других странах - 20 ключевых показателей, по которым Президент отчитывается из года в год. Избиратели точно понимают - какие цели для Президента являются наиболее значимыми и какие результаты достигнуты. Далее Президент может сделать акцент на каких-то специфических проблемах и вызовах. И в этой, дополнительной части Послания вполне достаточно места для творчества.

Почему мы не видим обязательного и стандартного ежегодного отчета Премьер-министра? Почему мы не видим стандартных отчетов Глав регионов, Министерств и Ведомств? Нам нужны конкретные целевые показатели, а не многочасовые гламурные телевизионные интервью. При этом я не имею в виду многостраничные статистические отчеты, в которых за ворохом цифр очень сложно найти ответы на простые вопросы даже специалистам. Нам нужны простые и ясные показатели, которые можно измерить и проследить их динамику. Достижение этих показателей и есть главный результат, который население ожидает от Президента и Правительства. Население должно видеть, что обещанное ранее исполнено, а если нет, то конкретный ответственный за данный показатель чиновник должен уйти. Пока руководители страны не решаться начать с себя, вряд ли они смогут заставить работать на результат «вертикаль». Вертикаль так и будет подобострастно ждать поручений.

Posted via LiveJournal app for iPad.

экономика, Правительство, Путин, Стратегия России, президент, политика в России, власть, коррупция, Александр Идрисов

Previous post Next post
Up