Некоторые заметки для прояснения своей позиции

May 02, 2014 01:30

Наверное, нужно что-то объяснить. И заодно укрепить свой статус вырвавшейся из "темного царства", приписанный мне не так давно экспертами - нужно же оправдывать ожидания.

Весь мой жизненный опыт свидетельствует об одном открытии: существуют такие понятия, которые большинство людей считают фундаментальными, истинными, абсолютно непререкаемыми. Хотя на самом деле эти понятия, как и все остальное в культуре, - всего лишь продукт образования, пропаганды, агитации, как хотите называйте - т.е. систематического вдалбливания определенных идей в головы, с самого раннего возраста. Другими словами, культурные мифы.

Прежде всего, с моей точки зрения, к таким понятиям относятся любовь к родителям и патриотизм, что тоже есть любовь, к родине или стране рождения - как, я недавно выяснила, нужно говорить подобным мне. Любови эти обе, считает (сознательно или бессознательно) большинство, должны быть безусловными и необходимыми для нормального функционирования индивида. Если с ними что-то не так, то это состояние непременно временное, неправильное, и нужно над ним работать, стараться его исправить. Ну или хотя бы надеяться, что все наладится само собой. А если вдруг кто-то не чувствует любви и совершенно по этому поводу спокоен - гасите свет, этот субъект - извращенец хуже содомита. С ней или с ним что-то определенно не так.

Я считаю, что большинство вырастает с такими установками - приняв их совершенно некритично в юном возрасте (что и не удивительно, критическое восприятие действительности в детстве и юности встречается так же часто, как Лохнесское чудовище в одноименном шотландском озере). Что родину нужно любить и гордиться ею. Что родители - это святое и ты должна их любить no matter what. Что нередко случается позже, так это что идеалы не соответствуют действительности. В результате у людей возникает когнитивный диссонанс и прочие кризисы личности. А ведь все было бы намного легче, если бы мы все с самого начала понимали мифологическую натуру этих идей.

У меня был знакомый, не выносивший критики своего отчества со стороны иностранцев.

Это было у него так серьезно, буквально до трясучки конечностей и пены у рта. Причем приступы случались на совершенно нейтральной, казалось бы, почве: однажды я упомянула в разговоре знакомую австралийку, считавшую, что жителям Петербурга не правильно не знать, как сказать "спасибо" на языках, родных торговцам с Сенного рынка. (Кстати, я после разговора с ней выучила спасибо на языках водителей маршруток в Питере - это слово "ахмед", может вам пригодиться) Что там было - человек, ни разу не встречавший мою собеседницу, с полчаса доказывал мне, какая она идиотка. Он был в ярости. Я была удивлена. Позже я узнала,что его отношение - очень типично. Я вижу здесь патриотический невроз, отчаянную попытку воссоздать идеальный воображаемый порядок, в котором любовь к родине безгранична, не подлежит сомнению и выражается в том числе в рыцарской защите ее от глумления иностранцев. Но помилуйте же.

Эва Хоффман пишет о том, что ей не знакомо понятие национальной гордости и что оно, стало быть, бесконечно устарело. У меня недавно спросили, неужели я не хочу быть другой, отличаться от "американцев". Конечно, хочу. Я хочу отличаться от всех, и уже отличаюсь (как и все). Но только не национальной идентичностью. Во-первых, национальность не относится к тому, над чем я работала, к чему стремилась, что усиленно в себе развивала и пр. Это данность. С тем же успехом я могла бы положиться на цвет волос или 160 сантиметров роста как на основное отличие от остальных. Во-вторых, и недавние события очень помогли это понять, моя национальная идентичность очень проблематична: играют роль и этническое происхождение родителей, и первый язык, и другие факторы, даже генетический анализ, из которого я узнала о себе много нового. Так что если бы и хотела, идентифицироваться со страной гражданства было бы неправильно. И в третьих, самое главное - как бы я не старалась, я не вижу, не могу найти ничего такого в культуре страны гражданства, что бы вызывало гордость или радость принадлежности. Только печаль, стыд и отвращение. Я хочу верить, что это временное состояние, что в будущем все может снова поменяться, а перемены сейчас происходят быстро, но пока что факт остается фактом - "этот поезд в огне".

То же самое с родителями. Я не знаю, сколько неврозов и прочих психологических проблем возникло в мире только от того, что люди не могут признаться себе в том, что, если отношения с их родителями не складываются, то может, лучше все это отпустить. Да, ты - непосредственный результат совокупления конкретных индивидов и может даже, их искреннего желания создать семью и заботиться о тебе. Правда, ничего из этого ты не заказывала, соответственно, твоей ответственности тут нет. Они, родители, могут даже верить в ту же самую идею семейных ценностей, цепляясь за них до последнего в моменты, когда их собственный семейный проект разваливается, или еще хуже - они могут использовать эти идеи для оправдания широчайшего спектра гадких, низких и подлых поступков, много раз причинивших тебе бесконечную боль, поступков, которые они совершили - правильно - во имя любви к тебе, их драгоценному ребенку. Они могут во все это свято верить. Потому что их точно так же научили этому много лет назад.

Мне одновременно волнительно и сложно об этом писать, так как я прошла через все стадии - когнитивный диссонанс, кризис личности, депрессия, постоянные вопрошания - "почему у меня все не так?", отчаяние, наивная надежда, что все еще можно исправить. Некоторые вещи исправить нельзя. Лучшее, что можно сделать - это признаться себе в этом. В осознании мне очень помогла книга С. Батлера "Путем всея плоти" - как только я прочла у него о том, что родители главного персонажа "делали все, чтобы уничтожить его к ним любовь" - внутри что-то отпустило. Нет никакой непререкаемой родительской любви и никто не вправе требовать того же самого от детей. Если однажды это понять, многое в жизни проясняется. Заметьте, речь идет исключительно о любви, а не, например, о долге - да, нужно признать, что родители доставили тебя на этот свет и проявили некую заботу в моменты, когда ты сама была не в состоянии о себе позаботиться. Заботу нужно вернуть, если попросят. Но долг и забота не равны любви.

Мне бы очень хотелось, чтобы люди понимали искусственность таких понятий и, что если нет любви к родителям или отчизне, - это совершенно нормально. Это вопрос внутренней гармонии, которую легче обрести, если остаешься честна с собой. Но не поймите меня неправильно - бывает, когда мифы и реальность складываются в единую картину, и родители действительно достойны вашей любви, а ваша родина - Канада (что тоже не до конца верно, см. мой пост о " темной истории" этой в остальном замечательной страны). Но это не правило. Это везение. И гордиться тут все равно нечем.

Вообще-то я собиралась написать о другом - что у нас у всех должна иметься возможность скинуть с себя какие угодно путы, навязанные воспитанием и обучением. Что мы все можем отказаться от родины, национальности, места жительства, и найти взамен новые смыслы - без проблем и без потерь. Что идея эмиграции и статус эмигранта - такой же миф старого мира, как и национальность и родина. Что свобода выбирать себя - единственное, что придает смысл этой иначе абсурдной жизни. Что эту свободу очень сложно получить. Точнее, ей сложно научиться. Сложно скинуть вес мира с плеч. Вес опыта, традиций и стереотипов. Что они все не должны давлеть и определять то, кем мы являемся. Что в этом заключается, для меня по крайней мере, забота о себе. И да, я понимаю, что мои идеи покажутся большинству странными, если не провокационными - признаюсь заранее, мне действительно очень хочется спровоцировать своих читателей на размышления. Если же такая мозговая активность представляется вам невыносимой - ну так вы знаете лучше меня, как отписаться от этого журнала.

публицистика, слова

Previous post Next post
Up