Потому что я трус и подлец!

Jun 30, 2015 18:09

A вот, кстати, интересно, рассматривал ли кто-нибудь толерантность как защитную реакцию общества (как системы) на информатизацию?

В чём, собственнно, идея )

прорехи в мирозданьи, current, дивный новый мир

Leave a comment

ext_3211423 July 2 2015, 14:03:16 UTC
Я, как уже написал, думаю, что все не совсем так, вернее, даже с моими весьма отрывочными знаниями, могу привести массу контрпримеров по всем пунктам:

1. По 19 - началу 20 века, примеры навскидку: сломал ли слух о групповом изнасиловании, закончившемся смертью потерпевшей, что-то вел. князю Константину Павловичу? Мешал ли кому-нибудь устойчивый и с большой степенью вероятности правдивый слух, что Мария Александровна, супруга Александра II, не была дочерью своего официального отца Людвига Гессенского? Сломали ли слухи о гомосексуальности карьеры (очень разные карьеры), скажем, Китчинеру и Рёму (во втором случае - очевидно подтвержденные слухи)? Уайлд, если я правильно понимаю, сам начал судебный процесс, обвиняя маркиза Квинсберри в клевете и получил судебный процесс по обвинению в гомосексуализме в ответ. Относительно правдоподобия завязки "Скандала в Богемии" у меня вообще большие сомнения, тут надо просто найти хорошее издание Конан Дойля с подробными примечаниями, наверняка это должно быть там прояснено.

2. По современности (ну относительной современности): Моника Левински, "человек, похожий на генерального прокурора", Моше Кацав - чисто сексуальные скандалы, которые могли сломать или сломали карьеру высокопоставленного лица.

3. Относительно 100 лет назад, общее: мне кажется, было бы неверно считать, что тогда было сложнее добыть и распространить компрометирующую информацию. "Общество", которое должно было отреагировать на компромат (неважно, "высший свет", литературная тусовка, политическая элита и т.п.), было довольно замкнутым и небольшим и слухи там по определению расходились быстро даже и без технического прогресса. А через слуг, при определенном умении, можно узнать больше, чем через скрутую камеру, думается мне. (Да, и еще, не совсем в тему, конечно, но все же: сельская община 17 века, про которую я писал в диссере, обладала таким желанием и обилием возможностей контролировать, выставлять на всеобщее обозрение и документировать частную жизнь своих членов, до которых мы, надеюсь, не скоро доживем:))

4. Я не уверен, что нынешнее общество более толерантно в техническом смысле этого слова, чем общество столетней давности. К сексуальным отклонениям - да, а вот, скажем, к домашнему насилию или, не знаю, ношению нацистской символики и т.п. - нет. Я всецело за современное понимание толерантности, но, по-моему, оно слабо связано с "минимализацией предосудительного", скорее, с изменением его границ, но не объема.

Reply

alex_hedgehog July 6 2015, 07:35:38 UTC
1. Тем не менее понятие компрометирующих писем как угрозы существовало. Скажем, после гибели Багратиона, великая княжна Екатерина Павловна писала Александру I, своему брату, прося его опечатать и лично разобрать архив генерала. Что и было проделано.

2. Я же сам ссылался на Стросс-Кана. В рамках озвученной концепции мне кажется, что это пережиток, который отойдёт со временем через где-нибудь пару поколений. Здесь в основе лежит представление, что человек облечённый властью (особенно, при демократии) должен быть добродетелен. А границы добродетельности расширяются.

3. Информатизация - это не цифровые камеры, это анализ траффика и билингов, взлом почты, анализ френдленты и лайков и т.д. Но, конечно, цифровые камеры и слуг никто не отменял.
По поводу сельской общины - мне кажется, тут ты немного противоречишь тобой же озвученной концепции общества. У меня с сельскими общинами серьёзный пробел, но полагаю, что деревенское общество реагировало не менее эффективно, чем высшее.

Reply


Leave a comment

Up