Дижон. Часть 1. Рабочее место.

Oct 31, 2013 01:17

...Филипп был добр. Карл, сын его, был смел.
И чёрный лев резвился и гремел
От Каталонии и до скалистых фьордов -
Соцветие сеньоров, грандов, лордов...
Но вот прошло каких-то двадцать лет,
И жадный рок пожрал его удачу.
О, герцогство Бургундское, я плачу,
Твой холодеющий в веках целуя след!
Увы, я жив, тебя же больше нет!...

Это написал Жан Молине (цитируется по памяти в переводе В. С. и Л. А. Елистратовых), оплакивая Марию, последнюю герцогиню Бургундскую из династии Валуа (ум. 1482). А я, что я, я добрался до Дижона.

Дижон, конечно, представляет массу мест и поводов, чтобы приобщиться к душевным терзаниям Жана Молине. Надеюсь, у меня ещё дойдут руки об этом написать. Но начну я с простого и внешне непримечательного домика для особых фанатов целования оного холодеющего следа.






Как, возможно, видно на картинке, домик называется Palais des Archives. Другое название этого здания - hôtel Rolin и его история начинается ни много, ни мало, а в моё любимом XV в. (А то стал бы я иначе о нём распространяться) Построен он был около 1440 г. по заказу Никола Ролена, того самого, который заказал Ван Эйку Мадонну. Но искусство искусством, а надо же было канцлеру Филиппа Доброго где-то жить. Вот он и выстроил себе домик в трёх минутах ходьбы от герцогского дворца. В 1500 г. внучка канцлера продала дом городу, которому как раз была нужна ратуша. В конце XVII в. здание несколько перестроили, обновили интерьеры и оно успешно прослужило ещё полтора века, но в 1831 г. мэрия из здания всё-таки съехала. На следующий год там поселились архивы департамента Côte d'Or, центром которого стал Дижон после внедрения в 1790 г. действующей и поныне во Франции системы административного деления. За переездом в 1840-х годах последовал снос части средневековых строений, потом во франко-прусскую ещё малость добавили пруссаки. Но зато то, что осталось, в середине XX в. всё-таки взяли под охрану как исторический памятник.

В общем, не будем рассчитывать на многое. Но всё же заходим и поднимаемся по лестнице на второй этаж...




И после непродолжительного общения с необычайно дружелюбным и отзывчивым персоналом (Они уже три дня выдерживают мой французкий и всё ещё меня не убили и не сдали в полицию за глумление над национальным достоянием) попадаем в читальный зал...




Над камином - портреты (увы, отнюдь не прижизненные) четырёх герцогов из династии Валуа
UPD: С удивлением обнаружил, что Карл здесь не le Temeraire, как обычно, а le Guerrier.




А под камином кто-то написал: "Здесь был Моцарт".




Над всем этим нависает имперский резной потолок







В общем, читальный зал не идёт ни в какое сравнение с архивом департамента Нор в Лилле




Но вернёмся в Дижон. Второй читальный зал раньше был залом для работы с микрофильмами, а ещё раньше, в XV веке, когда дом принадлежал канцлеру Ролену - часовней. Но часовню перепрофилировали до нас.




От времён Ролена, впрочем, осталось только это окно (и то нижние витражи, вроде бы более поздние) ...




... да ещё, может быть, колодец во дворе.




Но в пять вечера архив закрывается и остаётся только с последней экскурсионной группой залезть на башню герцогского дворца и пытаться выжать из безнадёжно севшего за день в архиве фотоаппарата ещё хотя бы пару кадров.
.

тупая грязная работа, Франция, фото, Бургундия

Previous post Next post
Up