Чтобы всё-таки закрыть тему с Арунделом сегодня будет последний пост про этот симпатичный городок. Мы посвятим его местным церквям. Их здесь по большому счёту две - собор Св. Филиппа (XIX в.) и приходская церковь Св. Николая (XIV в.). Хотя тут как посмотреть... может быть, и три...
1.
Церковь Св. Николая - церковь не очень большая и весьма скромная. Снаружи так
совсем неинтересная, да ещё и в лесах. Построена она была в конце XIV в., дабы удовлетворить религиозные потребности графов Арундела и жителей города. Тогда же алтарная часть церкви стала графской усыпальницей. И всё было хорошо вплоть до XVI в., когда граф Генри ФицАлан (1518-1580) отказался сменить католическую веру на англиканство. Однако, если графу подобное упорство ещё могло сойти с рук, то городская церковь не стать англиканской в общем-то не могла. И тогда, чтобы не отдавать фамильную усыпальницу протестантам граф велел сложить кирпичную стенку, отделившую трансепт от алтарной части. В двери оставили единственную дверь, ключ от которой находился у графа. С тех пор отношения между конфессиями несколько улучшились и в XX в. кирпичную кладку заменили решёткой и прозрачным экраном (для звукоизоляции). Ключ по-прежнему остаётся у герцога Норфолка. Решётку открывали раз пять, последний раз - в 1995 г., когда умерла герцогиня Лавиния, бабушка нынешнего герцога. Она была англиканкой и поэтому заупокойная служба прошла в протестантской церкви Св. Николая, а затем тело было захоронено в католической часовне ФицАланов.
2.
Одна из достопримечательностей церкви - каменная кафедра XV в. Кое-где сохранились средневековые стенные росписи, но слишком слабые, чтобы фотографировать, по крайней мере без вспышки и моими кривыми ручками.
3.
Переходим в часовню. Сама часовня у меня не получилась вообще, более-менее получилась только пара надгробий.
Вот надгробие Томаса ФицАлана (1381-1415), графа Арундела, и его супруги Беатрисы, внебрачной дочери короля Португалии. Отцом Томаса был Ричард ФицАлана, граф Арундел, однин из виднейших представителей аристократической оппозиции Ричарду II, который за свою оппозиционную принципиальность дважды был бит лично королём. Впрочем закончилось всё ещё хуже. Крис Гивен-Уилсон на IMC-2010 высказался об этом примерно так: "К чести графа следует сказать, что он нашёл силы не дать королю сдачи, но вероятно, когда его выволокли из парламента и потащили на Тауэрский холм, он горько пожалел об этом". В общем, у сына были все причины поддержать воцарение Ланкастеров. Со временем он стал одним из видных деятелей придворной партии, поддерживавшей наследника престола, принца Генриха, в то время как король Генрих IV всё чаще и серьёзнее болел. В 1411 г. принц назначил Арундела руководителем военной экспедиции, отправленной во Францию на помочь Жану Бесстрашному, герцогу Бургундскому, который вёл войну против сторонников герцога Орлеанского. Арундел со своими людьми отличился в боях под Парижем и с успехом вернулся на родину. В 1415 г. Арундел принял участие во французском походе Генриха V. Однако под Азенкуром сражаться ему не довелось, он заболел при осаде Арфлёра, вернулся в Англию и вскоре умер.
5.
Брак Томаса и Беатрис был бездетным и после смерти титул ушёл в младшую ветвь рода.
Вот надгробие представителя этой младшей ветви. Джон ФицАлан (1408-1435). Он начал военную карьеру в 1430 г. во время коронационной экспедиции Генриха VI. Там он, в основном, и провёл следующие пять лет, успел заработать репутацию одного из лучших капитанов своего времени. Однако в начале июня 1435 г. при осаде Жерберуа во время вылазки французов он был ранен в ногу выстрелом из кулеврины и попал в плен. Ногу пришлось ампутировать, но через несколько дней граф всё равно скончался. Однако на этом его приключения не закончились...
Долгое время, благодаря соответствующим сообщениям в хрониках, считалось, что граф был похоронен в Бове, там, где его настигла смерть. Но затем было обнаружено завещание Фулька Айтона (ум. 1454), также одного из английских капитанов, служивших во Франции. Среди прочего он поручал своим душеприказчикам передать тогдашнему графу (Уильяму, брату покойного Джона) для погребения кости его брата, но только если тот вернёт долг в 1 400 марок за вывоз этих костей из Франции. Остаётся только гадать, выкупил ли Айтон тело сразу после смерти и годами держал останки графа "заложником" или же уже гораздо позже, скажем во время перемирия 1444-49 гг. или даже после отвоевания Нормандии французами в 1450 г. взялся за это поручение, но не довёл до конца.
Во всяком случае, когда завещание было найдено в XIX в. могила была вскрыта и в ней обнаружили скелет, у которого отсутствовала одна нога, что позволяет предполагать, что вопрос всё же был урегулирован.
И да, кстати, 1400 марок - это весьма нехилые деньги. Так на 1436 г. годовой доход от поместий ФицАланов оценивался примерно в 1400 фунтов, т. е. 2100 марок.
Ах, да, кстати, надгробие:
Как у всякого порядочного ФицАлана в ногах примостился конь - одна из эмблем рода.
6.
Но перейдём всё-таки к собору. Как я уже говорил собор и замок бросаются в глаза ещё из поезда.
7.
Вблизи же собор выглядит несколько хаотично, на мой вкус...
8.
9.
Внутри собора
10.
Витраж трансепта.
11.
Первоначально собор был посвящён Св. Филиппу Нери (1515-1595), проповеднику из Флоренции, другу Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия, основателю конгрегации ораторианцев. Об этом посвящении напоминает статуя в трансепте.
12.
Однако в 1970 г. собор обрёл ещё одного покровителя, чей земной путь выпал на тот же XVI век. Однако этот святой прожил свою жизнь в Англии, да и фамилию носил самую, что ни на есть местную - Говард.
13.
Филипп Говард, граф Арундел, (1557-1595) был наследником Томаса Говарда, 4-го графа Норфолк, и Марии ФицАлан, наследницы рода графов Арундел. Филипп был назван в честь Филиппа II Испанского, в то время мужа королевы Англии Марии Тюдор. Тем не менее, Филипп был воспитан как протестант. В 1572 г. после казни отца герцогский титул был конфискован, однако позже Филиппу было позволено унаследовать титул матери. В начале 1580-х гг. он постепенно приходит к католической вере. В 1585 г. после неудачной попытки бежать с семьёй во Фландрию Филипп был брошен в Тауэр, где провёл 10 лет и в итоге умер от болезни. Будучи больным он просил королеву разрешить ему увидеться с женой и сыном. На это Елизавета ответила, что если Филипп посетит хотя бы одну протестантскую службу, она немедленно его освободит и восстановит в титулах, но тот остался верен вере.
В 1970 г. Филипп Говард в ряду 40 английских и валлийских мучеников был канонизирован папой Павлом VI. В 1971 г. его останки были перенесены из Часовни ФицАланов в собор Арундела.
Фото мои. Картинки моих фоток кликабельны. Как обычно, на Фликре фотографий немного больше.
Предыдущая станция:
Арундел. Часть 2. Сад.