Традиционно принято считать, что если в городе что-то сделано плохо, или не сделано вовсе, то причина всему распил. При этом во всем винят чиновников, которые обнаглели настолько, что пилят буквально на всем. Почему-то именно такое убеждение разделяют большинство обычных людей, с кем приходится общаться на тему благоустройства, дорожного строительства или ЖКХ. Вот прямо выходит, что все проблемы исключительно из-за коррупции. Когда начинаешь погружаться в систему управления в городе и разбираться в принципах принятия решений, то никакой коррупции, которая по идее должна быть очевидной и лежать на поверхности, не можешь обнаружить, а встречаешь только неправильное управление. То есть чем больше углубляешься в какие-то городские темы, тем больше понимаешь, что коррупция может она и есть, но степень её влияния сильно преувеличена, главная же проблема - это плохое управление.
В прошлом году в Правительстве решили, что нужно делать региональные города более удобными, развивать инфраструктуру под нужды для инвалидов и маломобильных групп, чтобы они тоже могли спокойно передвигаться по городу, использовать общественный транспорт и не чувствовать барьеры на своем пути. Инициатива сама по себе верная, очень нужная для города, которая значительно облегчит жизни тысяч людей. В Правительстве придумали федеральную программу, как все это дело профинансировать, назвали её «Доступная среда». По этой программе 50% работ по обустройству инфраструктуры оплачивает федеральный бюджет, 25% - областной и 25% - муниципальный. Согласитесь, для города супервыгодно. Платишь ¼, и ¾ получаешь в подарок, грубо говоря.
Департамент благоустройства Твери сразу же, как появилась возможность участвовать в программе, начал разработку проектно-сметной документации, того самого технического задания, без которого невозможны никакие работы. Разработали проект обустройства сходов и съездов аж для 93 перекрестков, это очень много, почти все самые главные перекрестки в Твери должны были быть переделаны. Вот так это должно выглядеть:
Кроме всего прочего была разработана документация по приспособлению остановок к обслуживанию инвалидов и маломобильных групп, создание посадочных площадок, тактильная плитка на них, новые остановочные павильоны, закупка низкопольного подвижного состава.
И если закупить новые троллейбусы и автобусы в рамках этой программы успели, и в общем, это никаких особых трудностей не вызвало, то с переоборудованием остановок и созданием сходов к пешеходным переходам возникли проблемы. Главным образом из-за того, что деньги из федерального бюджета поступили поздно, из-за этого пришлось затянуть с разработкой проектной документации (без подтверждения прихода денег не могут заказать разработку документации), как следствие затянуть с проведением аукциона. В итоге победитель определился только в конце октября и за 30 дней обязан был выполнить все работы.
Здесь несколько интересных моментов.
- Победителем по всем работам, включая обустройство 93 сходов и установку 58 остановочных павильонов, признана ООО «Главдорстрой». Гугл говорит нам, что данная фирма зарегистрирована в Твери, осуществляет свою деятельность в области строительства, а директором значится Хачатрян Ара Самвели, участвовавший, конечно, в праймериз ЕР в Гордуму. Видимо, хотел стать депутатом, чтобы уже из Думы делать городскую среду более доступной.
- Весь объем работ нужно было выполнить в течение 30 дней (!!!). Я могу понять, почему такие короткие сроки были установлены, - работы должны были быть проведены обязательно в 2012г., иначе плакали федеральные денюжки. Я бы смог понять, если бы во всех этих аукционах (это не один большой аукцион, а несколько отдельных) были разные победители. Но заявку на участие во всех аукционах подала лишь одна организация ООО «Главдорстрой», с ней и был заключен муниципальный контракт по максимальной цене. Видимо, у неё просто куча простаивающих строительных мощностей, подумал я, раз в течение 30 дней господин Хачатрян согласился перерыть весь город и успеть все сделать в срок.
Внезапно настала зима. Прямо в конце ноября месяца. Ну то есть как раз в конце предполагаемого срока окончания работ, но переоборудование перекрестков, установка остановочных павильонов не были доделаны, да ещё в таком объеме, что сейчас днем с огнем не сыщешь, - где же это у нас пешеходные переходы с тактильной плиткой, сходами и съездами для маломобильных групп. А должны были быть сделаны все основные перекрестки, только подумайте - 93 штуки.
По телефону Ара Хачатрян пояснил, что большая часть работ все-таки была выполнена. Не сделано только в Заволжском районе, но к нему ООО «Главдорстрой» отношения не имеет, в аукционе по Заволжскому району победила другая организация. Кстати говоря, этот аукцион я так и не смог найти. Если кто-то знает, как его обнаружить на сайте Госзакупок - скиньте, пожалуйста.
К сожалению, слова господина Хачатряна не нашли подтверждения. Достаточно прогуляться по ул. Советской на всем протяжении которой и должны были быть переустроены сходы к пешеходным переходам. Нигде кроме остановок тактильной плитки не обнаруживается. Еще бы, ведь по информации из Департамента благоустройства только 20% работ по переустройству было принято.
Предположу, что ограниченная конкуренция, обусловленная конкурсной документацией, а именно, банально малыми сроками, не позволили участвовать в конкурсе другим организациям. Видимо, никто из участников не отважился перед зимой браться за такой объем работ. ООО «Главдорстрой» хоть и отважилось, но сделать весь объем работ не смогло, и, кстати, справедливости ради, деньги за те работы, которые не были приняты Департаментом благоустройства, господин Хачатрян не получил.
В итоге вроде бы совершенно никто не виноват, что по результатам реализации программы «Доступная среда» мы не получили того, чего хотели. Посудите сами. Администрация ждала, когда поступят средства из федерального и областного бюджета, сразу же как появилось подтверждение, заказала разработку документации. Все эти процедуры забюрократизированы, поэтому одномоментно ничего не сделать. Все это надо было успеть сделать до конца года. Был выбран победитель, который тоже в течение какого-то времени для каждого отдельного перекрестка или остановки готовил своей проект. После того как документация была готова, все согласования улажены, администрация запустила аукцион на проведение самих работ. А уже октябрь месяц, аукцион за 2 дня не проведешь по закону. Нужно намного больше времени. ООО «Главдорстрой» неизвестно по каким причинам - единственная согласилась участвовать в конкурсе, получила контракт, не смогла реализовать в необходимом объеме и качестве.
А теперь представьте, что было бы, если Главдорстрой тоже не стал бы участвовать в конкурсе? Просто все конкурсы не состоялись бы, федеральные денюжки помахали бы ручкой, и не было бы даже тех, пусть не очень всех нас устраивающих, остановок и посадочных платформ. Так что Ара Хачатрян ещё и доброе дело сделал, что согласился в таких условиях такой объем работ реализовывать. Вот казалось бы, каждый в этой цепочке работал на максимуме своих возможностей. Администрация максимально быстро выполняла свою часть в разработке документации и проведении аукциона, ООО «Главдорстрой «максимально все возможное попытался реализовать со своей стороны, отважившись на такой объем работ. Но жители остались недовольны, потому что когда видишь такое, то довольным быть не можешь:
Дальше начинаются разговоры о распилах, откатах и т.п., хотя не понятно, где тут в этой схеме какие-то распилы. Их так не обнаружишь, нужно аудит проводить, но с виду кажется, что каждый участник этой цепочки делал все абсолютно верно. То есть сама система финансирования и планирования явилась главной причиной такого провала. В Москве, видимо, должны были учесть, что городу может не хватить времени, чтобы все реализовать, и продлить программу на полгода хотя бы. Тогда конкурс провели бы весной, сроки установили бы больше, работы начались где-нибудь в апреле, продлились месяца 2-3 и все бы было сделано хорошо. Но система не позволила администрации и департаменту благоустройства именно так все и сделать. Нужно успеть до конца 2012 года, иначе просто уйдут деньги, а в муниципальном бюджете нет столько средств, чтобы без помощи реализовать программу. Однако в провале все винят именно администрацию, хоть она и сделала все от неё зависящее.
Самое неприятное в этой истории то, что теперь те работы, которые были начаты, но не были доделаны придется реализовывать за счет муниципального бюджета на 100%. В смысле это хорошо, не оставлять же перекрестки в разобранном состоянии. Плохо, что сэкономить не удалось и потратить эти средства дополнительно на улучшение пешеходной инфраструктуры.
Если вам понравился пост, поделитесь с друзьями с помощью этих кнопок