Тверской трамвай или как спастись от транспортного коллапса

Dec 17, 2012 13:39

Во многих городах России наметился процесс на уничтожение рельсового транспорта. Как правило, под предлогом расширения проезжей части и увеличения пропускной способности улицы, рельсы закатывают в асфальт. Решение, кажущееся на первый взгляд оптимальным, впоследствии приводит к неочевидному результату. В Воронеже, после ликвидации рельсовой системы в городе, пробки увеличились многократно. Сегодня это самый автомобилизированный городов Черноземья, а динамика роста личных транспортных средств обгоняет все мыслимые размеры. Сейчас мэрия для решения этой проблемы предлагает многомиллиардные строительства новых дорог и развязок, и что самое удивительное, власти города заговорили о восстановлении трамвайной системы и новой прокладки рельс по тем же маршрутам, которые были уничтожены.

Причины таких результатов от ликвидации рельсовой системы не всегда очевидны для массового и мало информированного наблюдателя. Администрации и мэрии городов обычно под влиянием автомобильного лобби и своих, не всегда профессиональных, представлений о причинах возникновения заторов, принимает решения, ухудшающие транспортную ситуацию на дорогах. При этом аргументы в пользу развития общественного транспорта и приведения примеров успешной работы, и строительства трамвайных линий в странах Европе не берется в расчет. Недавно, разговаривая с одним чиновником из департамента транспорта, я услышал такую фразу: «У нас свой путь, не надо смотреть на Европу». А ведь активное развитие рельсовых систем в густонаселенных европейских городах не случайно. Там-то уже давно существуют целые научные сообщества, занятые транспортным планированием и изучением всех этих вопросов. Они сумели определить и понять природу и сущность проблем, возникающих от столкновения городов и автомобилей, и предложить эффективное решение по выходу из транспортного коллапса.

Город Тверь сегодня, как и европейские города 50 лет назад, находится перед выбором. Набить свои шишки и понести многомиллиардные убытки от ликвидации рельсовой системы или воспользоваться полученным опытом соседей. В этом смысле, решения о демонтинровании рельс с Советской, Вагжанова отбрасывает нас на много лет назад, когда европейское будущее представлялось парадигмой - «каждый житель города должен передвигаться на личном авто». Но это оказалось невозможным. Сейчас уровень автомобилизации в Твери достиг по разным данным 250 автомобилей на 1000 жителей. Еще в 2008г. одна исследовательская компания дала Твери 12 место по темпам прироста автомобилей среди всех российских городов с населением более 100 тысяч жителей. Что же будет, когда наша автомобилизация достигнет отметки 350-400 авто? Администрация, видимо, под давлением автомобилистов попытается вместить всех желающих в существующую улично-дорожную сеть. Для этого где-то её придется расширить, где-то что-то достроить, а где-то пожертвовать трамваем. На Санкт-Петербургском шоссе, ликвидировав параллельный трамвай, можно построить 5 полосный хайвэй в каждую сторону. После строительства 5 мостов по новому Генплану, для того, чтобы ликвидировать все пробки, придется сделать новый Генплан уже с 30 мостами. И даже тогда все равно будут возникать заторы и пробки. Вывод из этого один - города, с нынешнем спросом на личный авто, не могут за счет расширения и строительства новых многомиллиардных мостов, дорог и развязок решить транспортную проблему. В эпоху массового автомобиля, когда 2 средние зарплаты позволяют моментально обзавестись транспортным средством, сколько не расширяй проспект - он снова и снова будет заполняться новыми автомобилями. (Тут надо отметить, что я не призываю не строить мосты. Их строить нужно для улучшения связанности города, но это не панацея)

Это сумели понять в европейских городах и принялись реализовывать новую транспортную политику. Главная идея сегодня - «Город принадлежит людям, а не автомобилям». Вот, что происходит, когда города принадлежит авто:



Не смотря на множество таких бессветофорных американских хайвэев, пробки все равно никуда не делись, и периодически все это встает.

Тверь может превратиться в город для людей. Массовое перемещение из одной точки в другую должно быть системно организовано. На помощь придет интермодальная транспортная система, но пока она ещё не создана, нужно по кирпичикам организовывать то, что есть. К примеру, автомобильная полоса, которая появится от ликвидации трамвая на Советской, будет перевозить 800 человек в час на личных авто. Хорошо организованная рельсовая система по этой же полосе на Советской будет перевозить 22 тысячи человек в час. Сейчас все эти условные 22 тысячи едут не на трамвае, а на личных авто. Потому что нет никакого трамвая, а если он и есть, то стоит вместе с потоком в пробке; неотапливаемый, некомфортный и несовременный. Поэтому все эти утренние и вечерние заторы, страшно раздражающие нас и сильно снижающие производительность труда (а значит бьющие по экономике), возникают из-за отсутствия недорогой и предсказуемой альтернативы. Дайте человеку выбор: ехать дешево и быстро на трамвае или дорого и стоять в пробке на личном авто, и я вас уверяю, вы не увидите ни одного пустого трамвая, а ситуация на дорогах улучшится многократно.

Пока в администрациях и департаментах не появятся нормальные специалисты, задача городского сообщества сохранить имеющуюся рельсовую систему. Конечно, можно позволить ликвидировать рельсы и без лишнего шума, затем подождать, когда придет адекватный мэр и проложит рельсы заново. Но такая тактика будет в сотню раз хуже, ведь заново проложить пути намного сложнее и дороже, чем заменить уже существующие. Придется отвоевывать пространство у автомобилистов (а это не всегда успешно выходит), расчерчивать перекрестки, создаваться массу неудобств и нести большие расходы.



(фото Юрий Сурин)

Городской власти и новоизбранным депутатам пора серьезно задуматься о планировании городской транспортной системы. Тверь - небольшой город, 400 тысяч жителей, но почему общая атмосфера серости, уныния и провинциальности заставляет многих молодых людей уезжать отсюда? Главная причина - отсутствие современного трамвая. Как бы смешно это не звучало на первый взгляд, это действительно так. Ведь современная транспортная система - то самое кровообращение нашего города, делающее его привлекательным для финансов. Законсервированность и мерзкая закостенелость, отсутствие развития - это все очень отталкивает, не вселяет никакой надежды на будущее. Поэтому столько недовольных и грустных лиц в транспорте и на улице. Современный трамвай - признак развитого общества и города удобного для людей. Хотите увидеть больше улыбающихся лиц? Сделайте их передвижение более комфортным. Вместо этого депутаты продолжают активно распродавать муниципальную собственность, депо на площади Капошвара, и заниматься не пойми чем. Хватит это терпеть! Недопустимо закатывать в асфальт Советскую. Давайте спросим у профессионалов (пригласим для консультаций Блинкина, Вучика, Гейла), нужно или нет, а не будем имитировать заботу о жителях, основанную на мало информированном представлении о том, как работают транспортные системы.

транспортная система, тверь, власть, общество, город удобный для жизни, Дружелюбный город, трамвай

Previous post Next post
Up