Уничтожать природу в России станет ещё проще

Jun 19, 2012 00:09



5 июня во всем мире отмечается День охраны окружающей среды. С чем же в этом году встречает его Россия? Власти готовят серию законов, которые упростят разрушение российской природы в угоду крупным коммерческим или «распильным» (связанным с освоением государственных денег, земель или имущества) проектам.


Увеличить

Законы находятся на разных стадиях подготовки - от разработки проектов до рассмотрения в Думе, но их объединяет общая тенденция: «размывание» конкретных природоохранных норм, упрощение вовлечения в коммерческий оборот лесных земель и других ценных природных экосистем. Снижается качество законодательства - четкие и однозначно понимаемые нормы прямого действия заменяются расплывчатыми, допускающими разнообразные исключения, неоднозначные толкования, отсрочки действия и т.д.



Впрочем, эта тенденция отчетливо прослеживается и в остальных законах природно-ресурсной и природоохранной тематики, принимавшихся в течение последнего десятилетия или разрабатываемых сейчас.

В числе потенциально наиболее вредоносных законопроектов - поправки в Гражданский кодекс РФ и в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»  (приняты Государственной Думой в первом чтении), поправки в Земельный кодекс (внесены в Государственную Думу), законопроект «О развитии Сибири и Дальнего Востока» в паре с законом о его введении (пока разрабатывается на уровне правительства).

Стоит упомянуть и мелкие, но зловредные поправки к закону «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», подготовленные депутатом Хинштейном. Если они будут приняты, то до первого января 2015 года можно будет предоставлять гражданам и юридическим лицам лесные участки в составе земель лесного фонда для осуществления рекреационной деятельности без проведения государственного кадастрового учета. То есть, «распилить» лесные земли под видом предоставления их в рекреационную аренду станет значительно проще.

Поправки в Гражданский кодекс (законопроект № 47538-7) создадут правовую основу для легализации «самостроя» - построек, возведенных без необходимых разрешений на государственных или муниципальных землях, если у тех, кто их строил, были хоть какие-то права на использование занятого ими участка (например, если лес был предоставлен в аренду). В реальности это позволит приватизировать застроенные участки, даже если изначально, например, договором аренды застройка и возможность приватизации не предполагались. В густонаселенных регионах, особенно в Московской и Ленинградской областях, это неизбежно приведет к тому, что все больше лесных земель будет изыматься из государственной собственности и свободного доступа граждан.

Поправки в Земельный и Лесной кодексы, а также в закон «Об особо охраняемых природных территориях» (законопроект № 50654-6), отменят деление земель на категории, поменяются и механизмы регулирования разрешенного использования земельных участков. В процессе этих изменений часть ограничений забудется или потеряется, да и сам статус лесов и особо охраняемых природных территорий станет менее ясным.

Также, согласно этим поправкам, лесничества или лесопарки в городских лесах можно будет не создавать, что означает, что эти леса не обязательно сохранять именно как леса.

Мало того, этим же законопроектом (№ 50654-6) в Лесной кодекс вносится специальная статья, которая даст возможность включать леса в границы населенных пунктов решениями региональных или местных властей, а в ФЗ «Об ООПТ» - статья, которая допускает изъятие земель любых ООПТ (в том числе государственных природных заповедников) в случае утраты ими особого ценного значения.

Подобная практика застройки лесов - через перевод их в категорию «земли поселений» уже активно применяется в Московской области для реализации коррупционных схем распила лесных земель и ООПТ. Минприроды уже подготовило ко второму чтению в Думе и соответствующие поправки в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (№ 47705-5).

То есть, если кто-то особо приближенный к власти захочет прихватить себе кусочек заповедника, он может незаконно построить на нем что-нибудь, потом, доказав, что ценность утрачена, добиться изъятия участка из заповедника и включения в границы какого-нибудь населенного пункта, а затем, пользуясь приведенными поправками в Гражданский кодекс, узаконить это строительство.

Показателен в этом отношении пример фактического захвата лесного участка памятника природы «Мозжинский овраг».

Законопроект «О развитии Сибири и Дальнего Востока» пока находится на ранней стадии разработки. Однако его главная идея пугающе ясна: вывести из-под действия части российских законов, в первую очередь природоохранной и социальной направленности, земельные участки, привлекательные для крупных коммерческих или «распильных» проектов. Фактически этот законопроект предусматривает разделение России на две части: метрополию (39% территории страны), где будут действовать, хотя бы номинально, все законы, и колонию (61% территории страны), где действие законов будет ограничено, и где будет введен особый порядок управления.

«Как будут дальше продвигаться эти законопроекты, когда они будут приняты и вступят в силу - пока непонятно, но продвигаются они с завидным упорством, - говорит Михаил Крейндлин, руководитель проекта Гринпис России по ООПТ. - В недавнем прошлом даже самые аргументированные замечания специалистов и протесты со стороны профессиональных сообществ не смогли остановить принятие разрушительных для своих отраслей Лесного и Водного кодекса и многих им подобных законов. Но ситуация постепенно меняется, груз непрофессионального законодательства становится слишком тяжелым для страны. «Законотворцам» пора, наконец, осознать, насколько серьезный ущерб наносит стране их деятельность по разрушению традиционных правовых норм, в том числе природоохранных и лесных».

Экспертная оценка изменений в законодательстве, подготовленная специалистами Гринпис России

охрана природы, путинизм, ООПТ, greenpeace, законо-$-дательство, Гринпис

Previous post Next post
Up