С удовольствием посмотрел еще один фильм из «Тысячи лучших фильмов всех времен и народов». Не только замечательный вестерн, но и своеобразный ключик к пониманию, того как Америка дошла до жизни такой.
Интересный сюжет, хорошие актеры. Прекрасный образец сценарного искусства.
Однозначно рекомендую к просмотру
Подробнее о фильме:
(Википедия):
«Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (англ. The Man Who Shot Liberty Valance; 1962) - поздний вестерн Джона Форда, главные роли в котором сыграли Джон Уэйн, Джеймс Стюарт и Ли Марвин. Фильм, высвечивающий относительность понятий об истине в истории, выдержан в элегическом тоне с нотками пессимизма, что соответствует теме прощания с Диким Западом, на смену которому неумолимо приходит современная цивилизация. В 2007 году включён в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США.
Сюжет
Молодой адвокат-идеалист Рэнсом Стоддард приезжает в маленький город Шинбоун на Диком Западе и вступает в конфликт с местным преступником Либерти Вэлансом. На стороне адвоката выступает ковбой, меткий стрелок Том Донифон. После нескольких столкновений между Стоддардом и Вэлансом происходит поединок, и Вэланс погибает. Стоддард становится крупным политиком, сенатором, и через много лет возвращается в тот же город на похороны Донифона и рассказывает журналистам правду о том, кто на самом деле застрелил Либерти Вэланса. Однако для репортёров миф дороже истины: «Это Запад. Когда легенда становится фактом, мы выбираем легенду», - заявляет один из них обескураженному сенатору.
В ролях
Джон Уэйн - Том Донифон
Джеймс Стюарт - Рэнсом Стоддард
Вера Майлз - Хелли Стоддард
Ли Марвин - Либерти Вэланс
Эдмонд О’Брайен - Даттон Пибоди
Энди Девайн - Линк Эпплъярд
Кен Мюррей - док Уиллоуби
Джон Кэррадайн - майор Кассий Старбакл
Вуди Строуд - Помпи
Строзер Мартин - Флойд
Ли Ван Клиф - Риз
Работа над фильмом
Из-за ограниченности бюджета было принято решение отказаться от текниколора и снимать в монохроме. Вкупе с использованием студийных интерьеров (прославившие Форда глубокие пейзажные фоны весьма немногочисленны) это усиливает «старомодность» картинки и объективно работает на создание элегического настроения, соответствующего основной теме фильма[1].
При рекламе фильма ставка делалась на то, что впервые на экране вместе появятся две легенды вестерна - Джон Уэйн и Джеймс Стюарт. При этом на съёмочной площадке режиссёр по своему обыкновению норовил «стравить» актёров друг с другом, чтобы добиться нужного накала эмоций в кадре. Например, он постоянно напоминал Уэйну, что тот разбогател в Голливуде именно в военные годы, когда Стюарт рисковал своей жизнью на фронте.
Композитору Берту Бакараку для использования в фильме была заказана одноимённая песня в стиле кантри. Хотя баллада в исполнении Джина Питни достигла лучшей десятки американских чартов, режиссёр не нашёл для неё места в окончательной версии фильма.
Анализ
На склоне лет Джона Форда стала занимать тема перехода Запада от дикости к цивилизации, т.е. от власти оружия к власти закона. Обращаясь к этой теме, режиссёр не может скрыть своей грусти, ведь наряду с беззаконием на исходе XIX века безвозвратно уходили в прошлое романтический героизм и бравада[2]. Герой Стюарта воплощает «цивилизованное» будущее Запада, а герой Уэйна - старый уклад жизни на фронтире. Донифон осознаёт, что прежний Запад становится анахронизмом - и вместе с ним он сам. Тем не менее он делает выбор в пользу того, чтобы отправить «старый Запад» в лице Либерти Вэланса в могилу. Для него важно, чтобы на верху социальной пирамиды в штате воцарился достойный и честный человек вроде Стоддарда[3].
Эмоционально режиссёр встаёт на сторону Донифона, который всецело принадлежит к отжитому этапу в истории страны. Ёмкая метафора цветущего кактуса даёт понять, что героиня Веры Майлс хранит в сердце тоску по ушедшему миру и даже по прошествии многих лет продолжает любить старого ковбоя. Показывая равнодушие репортёров к реальным фактам 30-летней давности, Форд предлагает зрителю поразмыслить насчёт роли мифологии в формировании канонического образа Дикого Запада[1]. Он признаёт потребность общества в героях, но ставит под сомнение героизм в традиционном понимании слова[4].
Реакция на фильм
Несмотря на монохромную палитру, фильм имел успех в прокате, только за первый год собрав $3 млн. Критики восприняли его как проходную работу Форда, поднимающую обычные для него темы (конфликт поколенческих ценностей, противопоставление дикости и цивилизации, сквозная мифологичность фронтира[2]). «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» был удостоен только двух незначительных кинонаград:
1963 - премия Laurel Awards Джону Уэйну за лучшую роль в фильме жанра экшн,
1963 - премия Western Heritage Awards за лучший художественный фильм,
а также был номинирован на премию «Оскар» за лучшую работу художника по костюмам в чёрно-белом фильме (Эдит Хед).
Многих раздражала подчёркнутая старомодность и «искусственность» фильма - выбор на главные роли стареющих актёров: начинающего адвоката играет 55-летний Стюарт, а ещё более возрастной Уэйн только собирается завести семью[5]. Дэйв Кер, как и ряд других киноведов, трактует подобные несообразности как своеобразное достоинство киноэлегии, выстроенной по принципу развёрнутого флешбэка, где события минувших лет пропущены через сито памяти, а детали тают в дымке времени[5][1].
Самый пессимистический фильм «короля вестернов» произвёл впечатление на Серджио Леоне, который через 6 лет снимет на тему заката американского фронтира собственный фильм «Однажды на Диком Западе», где сходные мотивы обыгрываются в ещё менее оптимистическом ключе[6].
Еще о кино:
http://www.ermak.su/blog/o_kino.htm