Бумажные книги покупают все меньше, культура чтения изменилась - избитые истины последних лет вроде бы подписывают приговор книжным магазинам.
РБК :
Мы поговорили с владельцами небольших книжных о том, как они борются за читателя.
Атмосферное давление
«Пространство качественного высокоинтеллектуального дуракаваляния» - так называют свои магазины владельцы сети книжных лавок «Додо». Атмосфера здесь и правда в чем-то домашняя. С чашкой чая или кофе, который можно получить по системе free donation, устроится разрешается где угодно: на диванах, подушках, в креслах-мешках, да хоть на полу. «Мы создаем уникальную атмосферу, чтобы к нам приятно было приходить, подолгу проводить время, общаться с нами и между собой», - объясняет генеральный директор «Додо» Мария Зимина.
Магазин «Додо»
Создание уютной неформальной атмосферы, недоступной большим книжным с их сотнями стеллажей и погонным методом обслуживания покупателей, - главное, что отличает небольшие книжные лавки от их конкурентов. Магазин «Ходасевич» на Покровке так заботится о комфорте покупателя, что в ближайшее время планируют оборудовать даже комнату эгоиста. Там сможет поместиться только один читатель. В его распоряжении будет кресло, лампа и стеллажи с книгами.
О создании атмосферы задумываются и в магазинах, которые уже переросли формат небольшой лавки и превратились в сетевые заведения - таких как «Республика». Первый магазин сети появился на 1-й Тверской-Ямской в 2006 году и уже тогда выделялся необычным для Москвы форматом - смелым совмещением книг, музыки, кино, стильной канцелярии и подарков со смыслом. Тогда же определился и формат сети - «Больше, чем просто книжный». «Книга не товар повседневного спроса. Когда читатель может взять книгу в руки, посидеть и почитать - это не сравнится с покупкой на бегу», - объясняет директор по персоналу и внешним коммуникациям «Республики» Ксения Лагуновская.
Интересное предложение
Небольшие книжные - это всегда история не только про бестселлеры, но и про немного «другие» книги: умные, редкие, антикварные, необычные. На сайте того же «Додо» есть раздел, где покупатели могут запросить самые фантастические книги - например, диалоги покупателей в книжных магазинах, - а команда «Додо» обязуется их найти. Кстати, такая книга и правда существует: «Диковинные диалоги в книжных магазинах» записывала по всему миру Джен Кэмбл.
Та же опция существует и в «Ходасевиче». «С самого начала мы позиционировали «Ходасевич» как книжный магазин для всех - там, где есть и маленькие, никому не известные издательства, и дорогие альбомы по искусству, и школьные учебники, и комиксы, и виниловые пластинки, и полка доступных антикварных книг, и новинки интеллектуальной литературы. Множество книг можно найти только у нас», - рассказывает владелец магазина Стас Гайворонский.
Все это находит своего читателя. «Все равно люди стали умнее с годами, - уверена Мария Зимина. - Лет пять назад вагонами можно было продавать только книги «Эксмо», которое выпускает много хорошего, но и не меньше плохого. А сейчас люди покупают больше интеллектуальной литературы. И пока не перемрут те, кто вырос на бумажных книгах, думаю, что книги еще будут продаваться».
Воспитание чувств
Выходит, что «уютные» книжные воспитывают своего читателя и особо не поддаются пессимизму по поводу вымирания человека читающего. «Наш народ книгоцентричен, несмотря ни на что, - уверен Стас Гайворонский. - За полтора года работы в книжном я видел и охранников-интеллектуалов, и филологов, не знающих, как выглядит Иосиф Бродский. Современный читатель довольно разнообразен, но когда видишь, как на «Бульваре читателей» или ярмарке non/fiction люди скупают отличные книги стопками, как-то не приходят в голову мысли, что культура чтения изменилась».
Избранное блога «Записки электрического автора»:
http://www.ermak.su/blog/_blog.htm