«Сейчас глянцевый, красивый, литературный журнал был бы востребован»

Apr 09, 2015 09:53

2015 год объявлен в России Годом литературы. В интервью сайту Российского Совета по международным делам писатель, главный редактор «Свободной прессы» Сергей Шаргунов рассказал о «Свободной прессе», качественной литературе и журналистике, а также поделился своим мнением о деградации системы образования и социальных сетях как площадке для дискуссий. Российский совет по международным делам:

- Ваша деятельность относится к разным сферам. Кем вы себя считаете в первую очередь: писателем, журналистом или общественным деятелем?

- Я был и остаюсь писателем. Конечно, я еще и журналист, и главный редактор большого сайта. Это важная часть моей жизни. Мне кажется, что журналистские (и даже репортерские) опыты питают меня как литератора, расширяя горизонт представлений о действительности.

- Как вы считаете, политика может стать профессией?

- Для меня это увлечение. Я с самого детства интересуюсь новейшей историей: меня многое беспокоит, возмущает и тревожит. Поэтому я не ухожу от своих гражданских суждений, и это нормально. Убежден, что каждый человек должен интересоваться происходящим в его стране.

- Ваши книги переводились на иностранные языки. За рубежом есть интерес к современной русской литературе?


- Интерес есть, но он напрямую зависит от того, какова Россия. Когда Россия сильна, то и писатели воспринимаются как посланцы большой страны. Например, в свое время Михаил Шолохов, будучи коммунистом и просоветским человеком, получил Нобелевскую премию потому что, с одной стороны, его роман «Тихий Дон» ее заслуживал, а с другой - в мире считались с Советским Союзом. Я убежден, что в конечной стадии все определяют не политические и не деловые элиты. Многие европейцы искренне заинтересованы в том, что происходит в России и какой будет ее словесность. В Европе знают Антона Чехова, Федора Достоевского. Прочитавшие их труды неизбежно задаются вопросом: а какова другая русская литература, в том числе современная? Могу сказать, что в Италии моя книга очень хорошо продавалась.

- Нынешний год объявлен в России Годом литературы. Как вы считаете, подобные инициативы наших властей приносят какие-то плоды?

- Я надеюсь, что ситуация сдвинется с мертвой точки. Нужно остановить деградацию в виде закрытия библиотек и уничтожения книжных магазинов. Перед этим разрушительным потоком можно построить некую дамбу и таким образом ему препятствовать. Возможно, Год литературы будет способствовать этому процессу.

- Деградация, о которой вы говорили, идет сверху и наблюдается только в закрытии библиотек и книжных магазинов? Проявляется ли она в отношении людей к литературе? У нас стали меньше читать?

- И да, и нет, потому что люди настолько затюканы жизнью, что у многих из них просто нет времени для чтения. Однако число серьезных читателей растет, о чем свидетельствуют рейтинги продаж в книжных магазинах: бульварные жанры вытесняются серьезной литературой. Но есть и очевидная варваризация, одичание. Это происходит везде и повсюду, и причины этого явления кроются в нашей системе образования: до сих пор непонятно, что входит в школьную программу, а что нет. Складывается ощущение, что люди, ответственные за реформу образовательной системы, сами не в состоянии дать полноценный ответ на этот вопрос. Сокращение количества уроков русского языка и литературы в школах - дамоклов меч, который нависает над образованием.

- Можно ли научить человека писать?

- Горький в свое время сказал, что каждый человек может написать одну хорошую книгу. Наверное, если о самом себе, то - да.

- А что, на ваш взгляд, представляет собой качественная литература?

- Качественной литературой я считаю ту, где есть хороший русский язык. В этом смысле люблю читать Алексея Иванова, Александра Терехова и Михаила Тарковского. Может быть, эти имена сегодня многое скажут не всем, но я бы советовал открыть для себя этих писателей.

- «Свободная пресса» - это альтернативный источник новостей или информационное агентство в прямом смысле слова?

- Это серьезное, зарегистрированное средство массовой информации, в котором оперативно и профессионально освещаются самые разные актуальные события. У наших журналистов есть своя позиция. «Свободная пресса» - это свободная площадка, где многие получают возможность спорить и участвовать в дискуссиях. Я с удовольствием печатаю те тексты, с которыми категорически не согласен. Однако не могу сказать, что у нас такой уютный «чатик», где может писать любой желающий. Естественно, у нас, как и в любом СМИ, есть выпускающий редактор, который вычитывает тексты.

- На ваш взгляд, в России существует качественная журналистика?

- Конечно, существует. Определение качественной журналистики крайне расплывчато. Я считаю, что самое главное - это знание, помноженное на талант. Когда у человека есть пытливый интерес, когда его почерк не похож на другие, тогда и получается яркая журналистика. Более того, нам не хватает расследовательской журналистики. Мне нравится журнал «Русский репортер», но подобных изданий с яркими документальными примерами не так много.

- Почему такой журналистики не хватает? Почему люди ею не занимаются?

- А где она? Не надо идеализировать западные медиа. Я постоянно читаю и американскую, и английскую прессу: все очень стандартно, высушено, с заведомо заданными стереотипами, говорящими о холодной войне. Журналистика живет по своим законам. Многие авторы пишут на Facebook - от Татьяны Толстой до Дмитрия Ольшанского, и их крайне интересно читать. Там возникает полемика, попадаются интересные комментарии. Мне всегда интересно читать Олега Кашина, Александра Коца и Дмитрия Стешина, особенно их репортажи из Донбасса.

- Существует масса социальных сетей, например, сеть для профессиональных контактов LinkedIn, которая не так популярна в России, как тот же Facebook. Вы серьезно воспринимаете полемику, которая там происходит?

- Да, с одной стороны, в социальных сетях много грязи, хамства, идиотизма и сиюминутных вещей. С другой стороны, что значит «серьезно» или «несерьезно»? Нужно ли серьезно воспринимать подшивку газеты «Известия» 1990-х годов? Там тоже можно обнаружить множество ультралиберальных тенденциозностей. Нужно ли серьезно воспринимать, например, сегодняшние издания - «Новая газета», «Комсомольская правда», «New Times», «Известия» и т.д.? Это большой вопрос. По крайней мере, в тех же Twitter, Facebook есть нечто живое, хотя и беспардонное.

- Как можно фильтровать получаемую информацию?

- Нужно каждый раз включать голову. Не могу сказать, например, что в полной мере доволен своим сайтом.

- Почему? Что мешает изменить его к лучшему?

- Я вынужден многое делать, чтобы сайт был максимально интересным для читателя. Понимаю, что людям хочется больше разной информации, в том числе той, которая мне самому не очень интересна, например, связанной с авто, недвижимостью, со здоровьем, социальной сферой. Я хотел бы вернуться в давние времена и быть главным редактором толстого литературного журнала. С удовольствием печатал бы хорошую прозу, стихи и критику.

- Сейчас подобный журнал не был бы востребован?

- Он был бы востребован, но для этого должны совпасть некоторые важные обстоятельства, которых пока нет. Например, тем, кто причисляет себя к элитам, не хватает воли и мотивированности, чтобы сделать что-то на благо людей, чтобы поделиться деньгами и выпустить такой журнал. При этом он должен быть глянцевым, красивым, привлекательным, и авторы должны там получать не по 200 рублей, как сегодня в толстых журналах, а нормальные гонорары за нормальную литературу. У тех, кто принимает решения, должно возникнуть понимание, что все определяют не только рынок и персональные доходы от продажи газа, нефти или паразитирования на экономике, но и высшие ценности. Культура не может быть всегда нерентабельной, как нам это подается. Мне хотелось бы заниматься более хрупкими, тонкими и сложными вещами, и, надеюсь, для этого тоже настанет время.

- Как вы освещаете культурную тематику в рамках «Свободной прессы»?

- Когда я пришел на пост главного редактора, сразу же приступил к подаче культурных статей. Мы только что напечатали статью СМОГиста Владимира Алейникова (в 1960-е годы было такое движение - «Самое Молодое Общество Гениев»). Он очень яркий, талантливый поэт, но я вижу, что его материалы не пользуются большим спросом. А то, что связано с сиюминутным, скоропалительным, с политикой, с Украиной, будут смотреть до бесконечности, хотя иногда некоторые темы просто утомляют. От этого никуда не денешься: люди хотят информации, хотят получать горячие новости. По большому счету, им безразлична культура, что очень печально.

- Вы ездили на Донбасс и на место событий 2008 г. Что вас побудило поехать? Праздный интерес или гражданская позиция?

- Точно не праздный интерес. Я считаю, что если хочется здраво рассуждать на эти темы, необходимо своими глазами увидеть происходящее. Поскольку приходится об этом разговаривать, важно владение материалом.

- Цель журналиста - узнать правду? Если да, то у каждого она своя. Можно ли дойти до истины?

- В идеальной ситуации журналист должен работать сам по себе. Будучи писателем, я многое могу сказать не через репортаж, а через рассказ. Я думаю, что журналист тоже обязан показывать всю сложность ситуации, если он не пропагандист. Именно через многогранный подход можно найти истину.

- А эта многогранность будет интересна издателям?

- Есть такие владельцы СМИ, которые препятствуют адекватной подаче информации, и это очень грустно. Я всегда поддерживаю авторов, которые показывают сложносочиненность событий, а не стараются срезать углы и упрощать все в сторону пропаганды. Другое дело, что многим кроваво-розовая пена застилает глаза, и даже самые профессиональные и талантливые люди становятся одержимыми боевым духом. Должен признать, что некоторая пассионарность в журналистике уместна, если речь идет о дискуссионных текстах, о полемике, о публицистике. В репортажах необходимо давать максимально объективную фактуру.

Мария Смекалова, редактор сайта РСМД

Избранное блога «Записки электрического автора»: http://www.ermak.su/blog/_blog.htm

литература, журнал

Previous post Next post
Up