На «Эхе Москвы»
выступил Михаил Веллер. Фрагмент его выступления приведу здесь.
Вот здесь у нас очень часто путают 2 вещи, что дороже означает лучше. Задача, видимо, была не в том, чтобы сделать дороже, а в том, чтобы сделать лучше. Но прямой путь практики совершенно ясен: мы повысим цену и будем брать за это больше денег. Повысится ли ее «какчество», как говорил когда-то Райкин? Это не факт....
....В результате 2-й борьбы с пьянством рухнул Советский Союз. Видимо, народный темперамент должен иметь ряд предохранительных клапанов, и продажа алкоголя - один из этих клапанов. Сухой закон в Америке кончился великой депрессией. Не надо ставить эксперименты на себе. Потому что как только ты запретишь пить поголовно, самогоноварение в полный рост. И милиция будет получать за это деньги, потому что если гонят все и суют тебе в лапу, то раньше или позже нормальный человек сломается. Не надо ни в чем перехлестывать меру. Я думаю, что водка не должна быть дорогая. Зарплаты должны быть большие, а водка должна быть качественная. А у человека должно присутствовать сознание, что кроме питья водки ему открыты все остальные дороги для реализации себя и получения удовольствия. А кому суждено спиться, тот сопьется и генов своих не оставит. Как было со всеми народами, где было принято пить вино - алкоголиков там нету, они вымерли 2 тысячи лет назад.
Вот какой у меня по этому поводу комментарий:
Мне это напомнило монолог старого охотника из советского художественного фильма (фильм годов 60-х):
«Что это за цена на водку - два с полтиной!? Вот раньше, до переворота, было так: настреляем белок, за каждую шкурку давали полтину, а рюмка стоила 40 копеек! Вот так вот. А теперь? Совсем не то...».
Так что не повышать надо было цены на водку, а держать в пропорции со средними доходами населения.
Это первое.
Веллер (да и другие тоже) любит говорить, что Советский Союз рухнул из-за борьбы с пьянством, а Великая Депрессия в США была следствием «сухого закона». Нет и ещё раз нет! Эти факторы действительно близки по времени, но борьба с пьянством не является причиной краха экономики. Наоборот, крах экономики вынуждает прекратить борьбу с пьянством.
Это второе.
И третье. Каждый из нас знает, что человек, который ведет себя неправильно, рано или поздно получает жизненный удар согласно мере содеянного. Однако, когда доходит до практического осмысления этой простой аксиомы, нам как-то не хочется верить в истинность полученной информации. Потому что выводы могут быть страшными.
Все знают о трагедии в Беслане, унёсшей жизни более чем 300 детей. Также многие помнят о том, что в 90-е годы палёный бесланский спирт, вывозимый из Осетии тысячами литров (в Беслане, как известно, находится крупнейший в Осетии завод по производству спирта и водки - фактически градообразующее предприятие), гремел в уголовных сводках на всю Россию, потому что именно из него чаще всего была сделана та самая палёная водка, которой перетравилось и от которой умерло столько народа. Зато в 90-е годы жители Беслана, работавшие на этом заводе, не знали проблем: строили дома, наживали имущество, рожали и растили детей.
Сопоставить эти два факта одновременно и просто, и сложно. Потому что надо принять сначала тот факт, что за всякое зло, причинённое человеком в жизни, ему придётся расплачиваться.
Трудно поверить, что работники завода не знали, сколько «палёнки» производится на их заводе; трудно поверить, что они сами не принимали участие в её изготовлении или не знали, что это - яд, но достаточно легко верится в то, что и знали, и делали, «что начальство скажет», из страха потерять работу, и шли на сделку и компромисс с самими собой.
В результате жители Беслана понесли своё наказание. Высшую меру. Бог не фраер, как говорят. Он всё видит.
Возможно, кто-то связал это с тем, что раньше делал, а кто-то - нет. Но возможно и то, что для каждого из нас это - серьёзное предупреждение. Нельзя идти на сделку с совестью, пытаясь жить лучше.