Не так давно набрел
в ЖЖ у awas1952 на заметку (фрагмент) о средней школе .
Не первый "наезд" на школу (и даже не тысячный, думаю) и не бог весть какая свежая мысль у автора в итоге
"Дети все талантливы безмерно, но в разных областях и с разной скоростью восприятия."
но, почему-то, зацепило.
Наверное, задел первый же коммент, показавшийся мне, как бы это помягче, недостаточно "политкорректным":
"тупых детей нет". Ага, нет. Только одни учатся читать и писать к пяти годам, а другие - к десяти. Но они не тупые, конечно, просто ДРУГИЕ. Альтернативно умные.
Настолько задел, что я экспромтом "разродился" комментом, который привожу здесь с минимальными правками.
Написал его, сразу говорю, еще до того, как посмотрел видео с Владимиром Игоревичем (которое перепостил к себе).
Правки, частично, под воздействием этого видео...
Плохих людей Тупых детей нет!
Как аксиома (и постулат веры) пойдет, конечно. Но не более того.
Все люди дети разные, распределение индивидуальных (случайных) черт "по гауссиане" никто не отменял.
Есть и врожденные патологии (редкость? сейчас чаще чем -надцать лет назад? - не знаю, нужна хорошая статистика), есть и генетическая предрасположенность к тем или иным видам деятельности (это не расизм, а, думаю, что медицинский факт, хотя и нетолерантный: посмотрите на статистику чемпионов-легкоатлетов, чемпионов в бадминтоне и пинг-понге и прочее - всё это сложновато объяснить только "тренерской школой").
Но это, замечу, не повод, чтобы ребенка сразу записывать в "бесперспективные" и не давать заниматься тем, к чему тянется детская душа.
Но еще есть и главное, что зависит от нас (от общества) - система образования (дошкольного, школьного и далее).
На мой взгляд, она у нас очень близка к тому, чтобы ее можно было назвать порочной в принципе.
В советские времена она была ориентирована на то чтобы:
- обеспечить достаточно высокий средний уровень
- обеспечить минимальное среднеквадратическое отклонение от этого среднего уровня, слабых - подтянуть, сильных - максимально "шаблонизировать" и, тем самым, "притопить" (да, есть исключения, сам из них, но я говорю именно о системе)
Под эти требования строилась и система подготовки педагогических кадров - шкрабов, кто помнит этот термин.
И сколько было сломано копий (двоечников тянут, таланты душат, учат не тому и не так)...
Сейчас ситуация вроде бы иная. Не вроде бы. Точно - иная.
Я ее знаю хуже ( поскольку мой сын закончил школу более 5 лет назад, причем, хоть и обычную, общеобразовательную, но московскую и далеко не из худших и с тех пор я со школьным образованием практически не пересекаюсь). Тем не менее, попробую порассуждать.
Дети. Дети, они - практически те же (по уровню способностей и законам их распределения).
Полагаю, что наш народ еще не выродился и не спился, не мутировал до такой степени, чтобы дети успели статистически заметно стать другими (при рождении).
Если есть опровергающая статистика - прошу, а просто мнение "дети сейчас совсем другие" - столь же субъективно, как и мое.
Учителя тоже - практически те же (кто дожил), или "приспособившиеся". Не успела полностью смениться система подготовки педагогических кадров, да и многие из прежних еще "в строю".
Вот свободы (плюрализма мнений по любому вопросу, вплоть до величины числа пи), свободы стало на порядок больше.
Авторитета у собственно образования - на порядок меньше.
И дисперсия для реализации возможностей ( знаний, умений, интересов ) - на порядок шире.
Результат:
Средний уровень (качество образования) на порядок упал (закон космической лени в действии)
Дисперсия по каждой конкретной (узкой) области возросла многократно.
Возросла специализация (дифференциация) образования
Следствие. В каждой из конкретных областей деятельности:
Количество талантов (гениев, будущей элиты) изменилось мало (практически не изменилось)
Количество "дебилов" (крайне низкоразвитых, точнее низкообразованных, малограмотных людей) заметно выросло
Процент эрудитов (будущих кандидатов в клуб "Знатоков") упал практически до нуля. Но зато резко вырос слой "умело гуглящих".
Думаю, примерно так. - закончил я тогда свой комментарий.
Затем посмотрел
ролик (если пойдете по ссылке - не читайте комменты, обляпаетесь).
И вот Владимир Игоревич меня напугал. Всерьез напугал. Почти до
обсессии.
Когда сказал, что мы движемся в эту же сторону.
Может все-таки есть шанс, что мы имеем не рецессию нашего образования, которая, после того, как поколение ЕГЭотов полностью вытеснит нынешних учителей, с неизбежностью приведет к вырождению Школы ?
Или, с тоской вспоминая Гагарина, впору сказать "Приехали!" ???