Проверяем местные сказки и былины:
Да! точно была церковь посреди озера Инкит. Рассказывает бабушка Иза с Рыбзавода:
«До войны, в 30-х годах, виден был уже только крест над водой.
Была церквушка когда-то, да и утонула»
А вот еще поразительное свидетельство ее дочери:
"При коммунистах одно время в здании исторического музея была школа, а в самом храме - скотину держали, внутри было очень грязно. Мы сбегали с уроков, спускались в ПОДЗЕМЕЛЬЕ храма и однажды обнаружили ПОДЗЕМНЫЙ ХОД. Как ты, думаешь, куда мы вышли??? К торговой площади!"
Оказывается, Пицунда была удобным рынком.
Ее охраняли от многочисленных набегов. Была стража.
На огромном поле-до сих пор видны солидные фундаменты торговых помещений
Продолжает Наталья- "Комары были и тучами. Мой отец работал рыбоводом на озере.
В отгороженной сетями заводи зеркальных карпов разводили.
Я их кормила с лодки комбикормом.
И гамбузию, специальную крошечную рыбку из Италии, выпустили в Инкит при мне.
Через два года комаров почти не стало"
А вот и ответ на вопрос - была ли Пицунда островом?
Читаем монографию известного ученого Руслана Михайловича Барциц.
«Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике»
http://www.apsuara.ru/lib_b/index.php.
" по всей видимости, в период раннего средневековья в этом районе располагалось крупное поселение с морским портом.
В то время мыс Пицунда, согласно сообщениям античных авторов, представлял собой полуостров или даже остров. Его обитатели, в целях защиты своих судов от нападения врагов, прорыли соединительный канал между морем и находящимся в глубине мыса внутренним озером Инкит, в которое, ставшее внутренней гаванью, заходили военные и торговые суда. А.С. Башкиров в 1925 году описал сохранившиеся рельефные следы этого канала, местами высохшего или заболоченного: «обширная выемка с ясными, сильно обросшими берегами, напоминавшая ров глубиною от 3 до 4,5 м"
Тут в Инкит заходили морские корабли и не столько прятаться от штормов, сколько разгружать заморские товары. Здесь их выгружали и затем везли на конных повозках к Торговой площади.
А вот это я видел сам.
Несколько лет назад копали могилу люди. По местным обычаям захоронения абхазы делают не на кладбище, а у собственных домов. Почему? Знатоки - пишите в комментариях.
Но одно точно можно сказать - уважение к умершим в Абхазии на высоте.
Да, про могилу. Копали срочно. И вдруг - стоп, появился камень белый, длинный.
И тут соседский дедушка говорит, что это и не камень вовсе, а АКВЕДУК. Так и сказал. Акведук.
Водопровод древний. Материал- белый камень, лом не берет.
В итоге сломали не один бур! у отбойных молотков (их было два).
Сделано БЕЗ цемента, на извести и ЯИЧНЫХ ЖЕЛТКАХ.
Сечением это труба - квадрат, внутренний диаметр которого, примерно 50X50 см.
Начинается эта древняя труба где-то у нас в ущелье, и доходит до Пицундского храма.
Тогда уровень моря был выше, Инкит был не озером, а бухтой и хорошая пресная вода,
очевидно была дефицитом.
А вот и подтверждение археолога Романа Барциц:
«С правой стороны от главных ворот комплекса (Пицундский храм) находится небольшое сооружение - башня-акведук.
Целое тысячелетие, с X века, с близлежащего холма по керамическим трубам сюда поступала родниковая вода»
Добавлю, что протяженность водопровода - не менее 3 км.
И еще: Лидзава (правильное название Лдзаа) и местность вокруг - издавна почитаемый духовный центр Абхазии.
Здесь расположено святилище Лдзаа-ныха - одно из семи главных Аныха Абхазии.
В книге «История Понта», изданной в Венеции в 1819 г. Минас Медичи писал об абхазах: «Они почти все почитатели деревьев и поклоняются большим деревьям, которые иногда украшают множеством различных предметов и цветов, а также вешают на них свои сабли и оружие. Все духовные церемонии должны были ими совершаться вблизи этих деревьев» [2, 172].
Цитата из статьи Б. С. Хотко
«Современные священные рощи и священные деревья у абхазов: к вопросу о традиционном и новационном»
И еще информация там же: все деревья в зависимости, скорее всего от их энергетических свойств делились на два класса. Липа, орех мелкий, орех крупный, граб, тис, бук считались «счастливыми».
Тополь, плакучая ива, хурма мелкая, шелковица - признавались «неудачливыми». Строения там не ставили, вырубали. Одно время не жаловали кипарисы пирамидальные и пальмы.
Особо почитаемы инжир и яблоня.
А вершина предпочтений абхазов- дуб. Моления и жертвоприношения, фамильные сходы часто совершаются под раскидистыми дубами.
В Пицунде есть такое место, все знают, «под дубом» называется.
А вот искать, а тем более, посещать Святилища Аныха крайне не рекомендую.
Во-первых, проявляйте, дорогие туристы уважение. Помните, что вы в гостях.
То, что для вас - туристический аттракцион, для абхазов - Священное ритуальное место.
Для своих, верующих. Намоленное.
Чистое, как здесь принято говорить.
Здесь говорят правду, оставляют все обиды и конфликты.
Клятва, данная на этом месте, имеет огромную силу.
Во - вторых, о силах, там присутствующих. Что за силы? А не скажет никто.
Что-то там точно есть. Какова природа этих явлений? Известно лишь посвященным абхазам.
Береженого-Бог бережет.
И пусть будут у абхазов свои тайны и обряды и верования как можно дольше.
В век всеобщей стандартизации и жвачной попкультуры - дай Бог им сохранить свою самобытность и кодекс чести, Апсуара.
Многие продвинутые личности, с незапамятных времен приезжали сюда за вечной молодостью.
Вот как этот жизнерадостный человек без возраста. Выглядит молодцом, правда?
Также вечен, как эти холмы и горы. Стал уже местной достопримечательностью.
Пи Питается лучами Солнца и строит Мост.
Море зовет, друзья! Скоро будем купаться!