Остров Пицунда -2

May 03, 2012 19:09


Проверяем местные сказки и  былины:

Да! точно была церковь посреди озера Инкит. Рассказывает бабушка Иза с Рыбзавода:   
«До войны, в 30-х годах, виден был уже только крест над водой.
Была церквушка когда-то, да и утонула»






А вот еще поразительное свидетельство ее дочери:
"При коммунистах одно время в здании исторического музея была школа, а в самом храме - скотину держали, внутри было очень грязно.  Мы сбегали с уроков, спускались в ПОДЗЕМЕЛЬЕ храма  и однажды обнаружили ПОДЗЕМНЫЙ ХОД. Как ты, думаешь, куда мы вышли??? К торговой площади!"
Оказывается, Пицунда была удобным рынком.
Ее охраняли от многочисленных набегов. Была стража.



На огромном поле-до сих пор видны солидные фундаменты торговых помещений

Продолжает Наталья- "Комары были и тучами. Мой отец работал рыбоводом на озере.
В отгороженной сетями заводи зеркальных карпов разводили.
Я их кормила с лодки комбикормом.

И гамбузию, специальную крошечную рыбку из Италии, выпустили в Инкит при мне.

Через два года комаров почти не стало"

А вот и ответ на вопрос - была ли Пицунда островом?

Читаем монографию известного ученого Руслана Михайловича Барциц.

«Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и   современной обрядовой практике»

http://www.apsuara.ru/lib_b/index.php.

" по всей видимости, в период раннего средневековья в этом районе располагалось крупное поселение с морским портом.

В то время мыс Пицунда, согласно сообщениям античных авторов, представлял собой полуостров или даже остров. Его обитатели, в целях защиты своих судов от нападения врагов, прорыли соединительный канал между морем и находящимся в глубине мыса внутренним озером Инкит, в которое, ставшее внутренней гаванью, заходили военные и торговые суда. А.С. Башкиров в 1925 году описал сохранившиеся рельефные следы этого канала, местами высохшего или заболоченного: «обширная выемка с ясными, сильно обросшими берегами, напоминавшая ров глубиною от 3 до 4,5 м"



Тут в Инкит заходили морские корабли и не столько прятаться от штормов, сколько разгружать заморские товары. Здесь их выгружали и затем везли на конных повозках к Торговой площади.

А вот это я видел сам.

Несколько лет назад копали могилу люди. По местным обычаям захоронения абхазы делают не на кладбище, а у собственных домов. Почему? Знатоки - пишите в комментариях.

Но одно точно можно сказать - уважение  к умершим в Абхазии на высоте.

Да, про могилу. Копали срочно. И вдруг -  стоп, появился камень белый, длинный.

И тут соседский дедушка говорит, что это и не камень вовсе, а АКВЕДУК. Так и сказал. Акведук.

Водопровод древний. Материал- белый камень, лом не берет.



В итоге сломали не один бур! у отбойных молотков (их было два).

Сделано БЕЗ цемента, на извести и ЯИЧНЫХ ЖЕЛТКАХ.

Сечением это труба - квадрат, внутренний диаметр которого, примерно 50X50 см.

Начинается эта древняя труба где-то у нас в ущелье, и доходит до Пицундского храма.

Тогда уровень моря был выше, Инкит был не озером, а бухтой и хорошая пресная вода,

очевидно была дефицитом.

А вот и подтверждение  археолога Романа Барциц:

«С правой стороны от главных ворот комплекса (Пицундский храм) находится небольшое сооружение - башня-акведук.

Целое тысячелетие, с X века, с близлежащего холма по керамическим трубам сюда поступала родниковая вода»

Добавлю, что протяженность водопровода - не менее 3 км.

И еще: Лидзава (правильное название Лдзаа) и местность вокруг - издавна почитаемый духовный центр Абхазии.

Здесь расположено святилище Лдзаа-ныха - одно из семи главных Аныха Абхазии.

В книге «История Понта», изданной в Венеции в 1819 г. Минас Медичи писал об абхазах: «Они почти все почитатели деревьев и поклоняются большим деревьям, которые иногда украшают множеством различных предметов и цветов, а также вешают на них свои сабли и оружие. Все духовные церемонии должны были ими совершаться вблизи этих деревьев» [2, 172].



Цитата из статьи Б. С. Хотко

«Современные священные рощи и священные деревья у абхазов: к вопросу о традиционном и новационном»

И еще информация там же: все деревья в зависимости, скорее всего от их энергетических свойств делились на два класса. Липа, орех мелкий, орех крупный, граб, тис, бук считались «счастливыми».


Тополь, плакучая ива, хурма мелкая, шелковица - признавались «неудачливыми». Строения там не ставили, вырубали. Одно время не жаловали кипарисы пирамидальные и пальмы.

Особо почитаемы инжир и яблоня.

А вершина предпочтений абхазов- дуб. Моления и жертвоприношения, фамильные сходы часто совершаются под  раскидистыми дубами.

В Пицунде есть такое место, все знают, «под дубом» называется.

А вот искать, а тем более, посещать Святилища Аныха крайне не рекомендую.

Во-первых, проявляйте, дорогие туристы уважение. Помните, что вы в гостях.

То, что для вас - туристический аттракцион, для абхазов -  Священное ритуальное место.

Для своих, верующих. Намоленное.



Чистое, как здесь принято говорить.

Здесь говорят правду, оставляют все обиды и конфликты.

Клятва, данная на этом месте, имеет огромную силу.

Во - вторых, о силах, там присутствующих. Что за силы? А не скажет никто.

Что-то там точно есть. Какова природа этих явлений? Известно лишь посвященным абхазам.

Береженого-Бог бережет.

И пусть будут у абхазов свои тайны и обряды и верования как можно дольше.

В век всеобщей стандартизации и жвачной попкультуры - дай Бог им сохранить свою самобытность и кодекс чести, Апсуара.



Многие продвинутые личности, с незапамятных времен приезжали сюда за вечной молодостью.

Вот как этот жизнерадостный человек без возраста. Выглядит молодцом, правда?

Также вечен, как эти холмы и горы. Стал уже местной достопримечательностью.


 Пи Питается лучами Солнца и строит Мост.
Море зовет, друзья! Скоро будем купаться!

Лдзаа, Абхазия, История, Святилища, Пицунда

Previous post Next post
Up