Перетирают демонтаж памятника Высоцкому в Одессе. Я лично давно удивляюсь другому: почему Дюк-то до сих пор стоит? Вот уж действительно имперский символ - дальше некуда, куда там всем этим певцам да поэтам.
Некоторые пытаются найти в этом всём некий смысл, какие-то рациональные объяснения и основания - дескать, Высоцкий-то тут причём?! Сплошной треск шаблонов: его все эти годы выставляли чуть ли не символом всех борцов с совком скопом, глотком чистого воздуха в застойной атмосфере и прочее в том же духе, а тут такое.
Мне кажется, пытающиеся исходить из адвокатской логики соответствия неким формальным параграфам - пел он что-то соответствующее духу какой-то идеологии или не пел - слишком глубоко и слишком наивно копают. Невозможно найти рациональное там, где его нет, невозможно искать смысл тогда, когда десятками лет во всём мире охаивалось и подвергалось остракизму само понятие о смысле - вся постмодернистская культура последних десятилетий основана на отрицании вообще каких-либо смыслов. Когда господствует архаика в виде самого тупого магического мышления, какой-то совершенно вульгарный буквально вудуизм. Когда некий атрибут объявляется неотъемлемой частью некоего явления в целом и его наличие однозначно характеризует любой предмет, содержащий данный атрибут, как относящийся к данному явлению. А соответственно манипуляции с этим атрибутом воздействуют на это явление в целом.
То есть если враги носят, допустим, фиолетовые майки, то мы изгоним фиолетовый цвет из нашей жизни, а всякий употребивший оный цвет в своём костюме - это враг. По этой логике давно пора запретить букву «Г», потому что она содержится в слове «Гитлер» - а значит это фашистская буква, ей нет места в языке, каждый её употребляющий, пишущий - фашист априори. Если выражаете неодобрение чернокожему уголовнику-убийце - значит вы неодобряете негров вообще. Если таджик украл в магазине шоколадку - значит все таджики воры. Если кого-то изнасиловал гастарбайтер - все гастарбайтеры насильники. Если Высоцкий - советский певец, то он враг Украины и не место его памятнику на улице. Всё. Тут не надо каких-то особых рассуждений.
Если выяснится, что Зеленский носит трусы в полосочку, а Путин - трусы в горошек, то можно не сомневаться, что с одной стороны будет объявлена война полосатым трусам, а заодно и всем их носящим, ими торгующим и прочим в том же духе причастным, а с другой - несомненным признаком измены будет бельё в горошек, а заодно до кучи в крапинку, в квадратик и всё что вообще как-то похоже.
Ещё на языке крутится, что удручение всем этим несколько смягчается тем, что некоторое количество сейчас попадающих под раздачу памятников - это на самом деле постмодернистские новоделы, поставленные в уже постсоветские времена, не ставшие для жителей города каким-то символическим выражением его духа и прочего, с чем связаны личные воспоминания и какие-либо исторические события, сама их установка была идеологическими акциями, не столько посвящёнными собственно предмету увековечивания, сколько самим фактом установки утверждающими наступление «нового» времени с его новыми порядками и эстетическими канонами. Часто безвкусные и уродливые - как кстати и этот памятник Высоцкому, на мой взгляд абсолютно неинтересный. За ту дюжину лет, что он простоял, как-то вот не стал он каким-то культовым местом. И сердца коренных одесситов обливаются кровью больше по другим поводам. Уготованное памятнику Пушкину на Думской - плевок в души куда больший.
Сейчас обращают внимание на вандализм в отношении штучных объектов, но кто вспомнит, что - как и везде на постсоветском пространстве, может быть кроме Белоруссии (и то, наверняка там есть нюансы), изо дня в день, из года в год разрушается исторический облик городов, сносятся или перестраиваются в угоду коммерческой эксплуатации и застройке или просто ветшают архитектурные памятники - золотой телец уничтожает историческую память надёжнее любых идеологически заряженных решений. Об этом вяло и устало бубнят немногочисленные защитники, терпя год за годом стратегическое поражение. И об этом сейчас вообще не вспоминают - до того ли, когда по телеку показывают такой захватывающий и бесконечный матч!
Кстати говоря, вот сейчас ахают по поводу вот этого новодельного Высоцкого, но кто хотя бы обратил внимание, что с очередным прилётом в порт трясётся весь центр - с его непростой геологией и концентрацией тех самых памятников как архитектуры, так и прочих? Никого не навела на какие-то мысли облетевшая штукатурка и разбитые стёкла Воронцовского дворца. Хорошо, что пока только штукатурка. Я молчу, когда попадает в жилые дома - это, кажется, никого уже не впечатляет.
Click to view