А лента всё не унимается. Ну так и я вставлю ещё пару копеек. У публики, разоблачающей «антиваксеров», время от времени прорываются стоны, что дескать это несознательность от малограмотности. И приводят в качестве положительного примера, скажем, Бразилию, где население само бежит прививаться при первой возможности. Емнип, проскакивали сообщения, что там даже протестные выступления имеют в числе требований как раз дать народу вакцину. Не помню, это в Бразилии было или где-то ещё, хотя кажется это и вообще общий мотив для многих такого рода случаев в третьем мире.
По поводу чего у меня возникла такая гипотеза, что это как раз не от малограмотности у нас, а наоборот, потому что все шибко грамотные. Ведь - по крайней мере те, кто в Союзе родился-учился - и по поликлиникам изрядно походили, имея пухлые тома историй болезни - даже если здоровье было более-менее, всё равно же периодически надо было посещать - короче, регулярное общение с врачами имели, и худо-бедно биологию какую-то учили, и санпросвет какой-никакой проходили, а главное газеты читали, журнал «Здоровье» выписывали и одноимённая передача с Белянчиковой была в числе топ-рейтинговых, уступая, наверное, только «Утренней почте».
Это я к тому что конечно особо глубокими познаниями в медицине и около не обладали - мягко скажем, но имели опыт постоянного контакта с медициной, такое словосочетание как «побочный эффект» слышали и отлично знали и то что лекарства не как попало, а в определённом порядке применяются, что это не волшебные снадобья, и что у них есть свои границы возможностей и диапазоны применимости, противопоказания, срок годности в конце-концов, то что вообще это всё не просто так - представление имели. И как раз представление об этой сложности рождало представление о рисках в том числе.
В то время как большинство населения стран третьего мира - это действительно малограмотные бедняки, которые в иных местах врача только в кино видели или могут себе позволить обратиться только в самых крайних случаях, они знают пользу медицины, но представления о том как это работает - хотя бы на уровне нашего обывателя - не имеют ни малейшего. Ну да, они знают что в случае проблем возможна в принципе помощь, имеют наверняка какие-то примеры, когда человеку реально помогли и никакие иные варианты были невозможны, но для них это не сильно далеко от магии-то, полностью «чёрный ящик», они понятия не имеют о тех проблемах, которые в нашем обществе вызывают массовую тревожность.
И, кстати, замечу, у жителей каких-нить фавел и бидонвилей скорее всего хронически ослабленное здоровье, и слабое по тем параметрам, которые не играют существенной роли в жизни населения более благополучных мест и можно предположить, что их долбает сильнее то, что не воспринимается в тех благополучных местах как критическое.
Ну так вот, поставим себя на место этих людей. Начинает происходить какая-то херня, что с ней делать непонятно, понятно только что надо обращаться к докторам, что где-то там бывают какие-то от этого средства. Для них вакцина - это абстрактное понятие, просто какая-то такая кнопочка, которую надо нажать чтобы всё стало как надо. Они знают что какие-то средства бывают и они хотят их получить. Это здесь на лекциях Водовозова с видом гурманов смакуют особенности Пфайзера супротив Астрозенеки и что сперва лучше уколоться Спутником, а заполироваться Модерной. Более критически настроенные товарищи выискивают списки побочек, высчитывают риски и на просвет разглядывают сертификаты. А там этого ничего нет - в том смысле, что они вряд ли оценят такие гастрономические тонкости, там другие проблемы. И, замечу, что для них сама возможность доступа к медицинскому обслуживанию как таковая - это уже положительная ценность, это реальное социальное завоевание. Добиться его, в данном случае вакцинации - это означает добиться признания своей социальной значимости. То есть это не просто медицинский вопрос, а политический. И голодному не до ресторанных изысков, ему сама еда уже за счастье. Они-то носом крутить не будут. Даже если она из одних жил и прочих субпродуктов. Чтобы понять это, надо иметь возможность сравнить, попробовать и то, и другое.