Подходит к концу 2014 год, а это значит, что в стенах Администрации города кипит работа над реализацией остатков бюджета этого года и дорабатывается бюджет на будущий год. Городская Дума с периодической частотой утверждает новые поправки. Каких изменений нам ждать в 2015-2016 годах?
Доходы городского бюджета. Динамика.
Доходную часть городского бюджета условно можно разделить на две больших части - собственные доходы и дотации из бюджетов вышестоящего уровня. На 2014 год их доли составляют - 64% (4,2млрд. рублей) и 36% (2,7 млрд. рублей) соответственно. Кстати, еще 1 июля план доходной части бюджета весьма отличался от этого. За 3 месяца были скорректированы собственные доходы - они уменьшились на 30 миллионов рублей. А самое печальное, что на 270 миллионов рублей сократились дотации из регионального и федерального бюджетов. Этих денег город уже не получит - соответственно на эту сумму уменьшатся и расходы, многие нужные городские программы развития придется подсократить. Причины этого, думаю, очевидны - санкции, падение рубля и цен на нефть, украинский кризис. И скорее всего динамика сокращения дотаций будет только усиливаться.
Если смотреть на собственные доходы городского бюджета в динамике - ситуация сохраняется стабильно пессимистичная еще с 2011 года. Собственные доходы не растут и даже потихоньку снижаются.
В бюджете на 2015 год запланировано очередное снижение внутренних доходов еще на 150 миллионов, по сравнению с этим годом. Причем, я бы назвал этот прогноз весьма оптимистичным - по факту снижение может составить и 300-400 миллионов рублей. Тут мы в большей части зависим от внешних факторов, будучи частью национальной экономики. Многие инвесторы уже серьезно задумываются о возможностях инвестиций, многие прежние договоренности сейчас замораживаются (по крайней мере, в IT-отрасли) - означает это замедление темпов развития бизнеса. В других секторах экономики ситуация, думаю схожая. Слишком рискованно инвестировать, когда доллар растет как на дрожжах, общий экономический рост упал до нуля и инфляция уже больше 8%. А эти экономические проблемы скажутся на жизни большинства горожан - дороги будет не на что ремонтировать, на трамвай уже денег нет, планы по ремонту ливнестоков, возможно, придется опять отложить.
Из чего состоят доходы городского бюджета - треть приходится на НДФЛ (налог на доходы физических лиц), эта статья доходов у нас неуклонно снижается. А значит это то, что реальные зарплаты в Твери не растут. По другим статьям доходов много тонкостей и нюансов, но общая картина понятна - с городской экономикой у нас проблемы.
О чем все это говорит? Городу нужна крайне взвешенная и мудрая бюджетная политика на ближайшие годы. Нужна понятная и предсказуемая стратегия развития экономики. Что по этому поводу думает Тверская городская Дума и делает Администрация города - можно понять из планов по расходной части бюджета на 2015-2016 годы.
Расходы городского бюджета.
Структуру расходов городского бюджета с политической точки зрения удобно рассмотреть в динамике - что изменяется, и в какую сторону.
Общее изменение расходов на 8,1% связано с уменьшением доходной части бюджета, о чем было написано выше. Следовательно, надо затягивать пояса потуже и сокращать какие-то статьи бюджета. Как видно, самое большое сокращение (-35% и -27%) по отношению к этому году, в 2015 нас ждет в ЖКХ и социальной политике.
На 306 миллионов рублей сократятся расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, о чем это говорит? Комфортность жизни в Твери, к сожалению, снизится. И сейчас на улицах не особо чисто, то и дело случаются аварии в теплосетях, а зимой бывают большие проблемы с уборкой снега. Грядущий год будет в этом плане еще проблематичней.
На 24% сократятся расходы бюджета на благоустройство - на 92 миллиона рублей. Это, конечно, общие цифры - если рассматривать всё более детально, можно увидеть сокращение расходов на озеленение, конкретные программы благоустройства и т.д. С другой стороны будут сокращены расходы на приобретение и лизинг специализированной коммунальной техники - основные расходы этой статьи легли на бюджет этого года. Самые большие сокращения в ЖКХ будут в статье «Расходы в области жилищного хозяйства, включая расходы на обеспечение жильем отдельных категорий граждан» - на 170 миллионов рублей. Это говорит о том, что проблемы с ветхим и аварийным жильём городские власти вынуждены пока отложить в долгий ящик.
На 64 миллиона сократятся расходы на социальную политику. Не хочется сильно иронизировать, но действительно жутковато смотрится на этом фоне принятие программы «Строительство муниципальных кладбищ» с соответствующем финансированием в 9млн.р. - хотя, удобное решение социальных проблем. Основные сокращения произойдут в программах, вроде «Обеспечение жильем молодых семей» - с 16 до 3 миллионов рублей; на 6,3млн. рублей (14%) сократится пенсионное обеспечение. С другой стороны, на 6,5 миллионов увеличится статья «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами».
Экономить в следующем году будут и на транспорте - расходы сократятся более чем в 2 раза, со 110 до 51 миллиона рублей уменьшится финансирование муниципальной программы "Дорожное хозяйство и общественный транспорт города Твери". Тут уже явно не до трамвая будет, остальные бы виды
общественного транспорта сохранить. На 23 миллиона сократятся расходы на капитальный ремонт дорог.
Большие сокращения будут в следующем году и в сфере образования, как общего, так и дошкольного - на 323 миллиона рублей (- 8,7%), по сравнению с этим годом.
Единственное серьезное увеличение бюджетных расходов в 2015 году заложено в статье «Общегосударственные расходы» (содержание и зарплаты городских чиновников) - они увеличатся на 86 миллионов рублей (+ 9,2%). Хоть где-то же должен быть рост, а не сокращение. Так, например, расходы на «Функционирование главы города» вырастут на 1,5 миллиона рублей - с 7,3 до 8,7 млн. (+ 20%). На 18 миллионов увеличатся расходы на Администрацию города. Удвоятся расходы на повышение квалификации чиновников (что, кстати, может оказаться затеей полезной).
Итоги анализа. Про политику.
Как можно назвать такой бюджет? Точно уж не социально ориентированным. Очевидно, что для экономики и городского бюджета наступают тяжелые времена. А пришли мы сюда без какой бы то ни было «подушки безопасности», по всей видимости, городу будет очень тяжело. Вместо того чтобы создавать прочный социально-экономический фундамент в предыдущие годы - всё стратегические ресурсы безрассудно растрачивались или разворовывались. А расплачиваться за это придется нам и очень нелегко.
Это проблемы именно политического уровня, а не административного. Нет у нас нормальной политики, нет нормального уровня контроля общества за властью. Просто посмотрев на будущий бюджет становится всё понятно - нужно сокращать, сократим социалку и ЖКХ. Но расходы на административный аппарат сокращать не будем, а даже повысим - на горожан то наплевать, всё равно они на выборы не ходят.
Посмтрите вот стуктуру собственных доходов бюджета Твери и Калининграда - с 2011 до 2016. С каждым годом пропасть увеличивается, а еще 3 года назад у нас были одинаковые бюджеты.
Интересное дополнение - расходы на содержание Главы города в Калининграде 2,8 млн. рублей, а в Твери 8,9 млн. рублей. Расходы на содержание Администрации в Калининграде - 127 млн. рублей, а в Твери 534 млн. рублей. А где муниципальные власти работают эффективней? См. график выше.
Экономика должна быть экономной - но даже в таком тяжелом положении городского бюджета Администрация умудряется делать глупости, а Городская Дума закрывает на это глаза. До сих пор у нас каждый год красят стволы деревьев - нигде в мире так не делают, давно уже научно доказано, что это глупость и никак на «защиту деревьев от насекомых» не влияет. Расходы то не большие - по 15 рублей на дерево, но копейка рубль бережет. До сих пор у нас осенью продолжают собирать опавшие листья - а это не просто лишние расходы, а экологическое преступление. Почва лишается естественного удобрения, нарушается её экосистема - поэтому у нас во дворах даже трава на открытой почве не растет, открытый грунт превращается в безжизненную грязь и пыль. Такие мелочи - но их сотни, если не тысячи. А ведь достаточно залезть на пару часов в интернет, почитать, как это делается в других городах и странах - и делать у нас в Твери всё по уму. Но, к сожалению, в рамках действующей политической системы (городской, в том числе) ни один чиновник не заинтересован в таких вещах. А жаль.
Послесловие.
Конечно, ситуация просто адовая получается. Расходы бюджета на будущий год дико сокращаются по всем статьям на десятки и сотни миллионов рублей, но при этом расходы на содержание городской Администрации вырастают на 86 миллионов.
При здоровой политической системе - на следующий день после принятия такого бюджета народ бы с вилами пошел к городской Администрации. А фракция большинства в Тверской городской Думе, такой бюджет принявшая - на следующих выборах и 10% бы не получила. Это был бы жирный крест на политической карьере всех депутатов за этот бюджет голосовавших.
Донести бы это до как-то до основной массы горожан. Газету или листовку может сделать массовым тиражом...