Mar 07, 2023 11:46
Начинается с того, что на Дону немцы. После короткой большевистской смуты создаётся нарочиот националистическая гетьманская власть. казаки выбирают себе атаманов, но всё это как-будто с разрешения немцев, которые как хозяева, не то, чтобы не помогают, а как будто не мешают местному самоуправлению... Управлять. вроде бы и можно, но в рамках... "Вы должны выбрать правильную власть, которая будет принимать правильные решения" - высокомерно назидают на немецких разъездах (блок-постах). Казаки вливаются в белую армию и снова воюют, но без огонька. Всем ясно, что именно немцы новые хозяева в донских станицах. В конце концов казаки массово дезертируют и переданный им фронт сыпется. Приходят красные. Казаки, закопав оружие в огородах, принимают их безропотно, как неизбежное зло (лучше немцев).
В Татарском (родном селе Мелеховых) устанавливается советская власть. Выбирается исполком, собираются сельские сходы. Председателем становится Иван Алексеевич, который ещё в первом томе вместе с Мишкой Кошевым посещал марксистский кружок Штокмана. Кошевой у него подручным. Через них советская власть спускает нормы на продразвёрстку, денежные и имущественные повинности в пользу фронта и казны. Татарцы начинаю отлынивать, настроения бродят подавленные и озлобленные. На общие собрания приходит всё меньше и меньше народу. В зажиточных домах чуть ни в открытую говорят о бунте. Внезапно арестовывают несколько "стариков" (уважаемых возрастных казаков) и везут в Вешенское (областную столицу, по нашему) Стариков провожают со слезами и не очень понимают, за что и зачем. В Вешенской всех расстреливают без суда. В это же время в Татарское прибывает Штокман. Татарское ропщет. Иван Алексеевич собирает сход и на этот раз приходит все. На сходе Иван Алексеевич и Кошевой пытаются доказать односельчанам, что расстрел был законен и что по каждому убиенному был материал об его контрреволюционной деятельности. Подобное же происходит и в других сёлах. Дон восстаёт. Иван Алексеевич, Кошевой и Штокман чудом спасаются бегством.
На этом относительно мирная часть тома оканчивается и начинаются описания зверств междуусобицы. Каждая сторона считает противника не столько врагом, сколько предателем. Казаки воюют с обоих сторон и не щадят в первую очередь казаков. Первым командиром сотен Татарцев избрали Петра Мелехова, но тот терпит поражение. Его пленяет Кошевой и безжалостно расстреливает. С трудом пережив смерть брата, в командиры избирается Григорий и воюет куда удачнее - бескомпромиссно, чудовищно жестоко. Порой становится прямо таки тяжело читать все эти описания разрубленных от ключицы до крестца тел. Но и в красных частях есть смута. Случается переход дивизии на сторону повстанцев. Штокман умирает пытаясь разагитировать бойцов заставить их передумать. Ивана Алексеевичв берут в плен и ведут в Татарское попутно непрерывно избивая. В татарском Дарья (жена Петра Мелехова), думая, что это именно Иван Алексеевич расстрелял её мужа, стреляет в него из винтовки и убивает. Драматизма добавляет то, что Иван Алексеевич кум Дарьи (крёстный её детей). Повстанцы испытывают снарядный и патронный голод а красные со своей стороны бросают на подавление восстания полноценные армейски части. Григорий с частями отходит, его мять, жена и Дарья остаются. Красные занимают село. По улицам бродит Мишка Кошевой и поджигает зажиточные дома.
Мне трудно сформулировать, что же хотел сказать автор в этом томе? Лишь какими-то намётками, ощущениями складывается картина. Во-первых в глаза бросается неорганизованность казачьего воинства - полная неспособность к установлению субординации. Комдив Кудинов всё время вынужден ни то просить, ни то уговаривать Григория совершить тот или иной манёвр. И Григорий, бывает, отказывается - "Не хочу и всё!" Во-вторых, красной нитью идёт, что казаки (восставшие казаки) воюют с силой природы. У них нет шансов не потому, что они не организованы и не потому, что они не правы, а потому, что они встали на пути стихийному всё сносящему на своём пути потоку реки Истории. Может быть, об этом...
Отдельно хочу сказать об Кошевом. Мне он представляется главным антигероем книги - чудовище, садист, предатель движимый лишь чёрной завистью и злопамятной мстительностью. Однако, похоже, из него то и лепится победитель, главный носитель "Исторической Правды". Пока что, мне хочется увидеть, как его покарают, настолько он отвратителен. Вообще, книга кажется скорее антисоветской, чем наоборот - не знаю, как её пропустила тогдашняя цензура.
Рассуждалки,
Критика,
Чужие книги