Когда-то давно, когда о цифровых камерах еще не знали и все как дураки снимали на пленку, в издательском доме Independent Media выходил журнал «Карьера». В нем рассказывалось не только о том как её сделать, но и об известных людях, которым все же это удалось. На обложку журнала снимались разные знаменитости, и по возможности красиво.
Однажды надо было снять на front page известного писателя Михаила Веллера. Его самого я лично не знал, но уважал, потому что читал книжки. В его историях всегда было столько иронии, юмора, житейской правды… Да и вообще, я считал, что он отличный рассказчик и без преувеличения один из лучших современных писателей.
Набираю на мобильном номер Михаила, с нетерпениием жду ответа и, наконец, представившись, излагаю суть дела, жду…
-Нет,- отвечают на том конце, - я никому не разрешаю себя фотографировать, кроме моего лучшего друга, и то, лишь с той стороны с которой я ему укажу. И в тот момент, что я укажу.
Вот и облом…
Я все же уговариваю Михаила Иосифовича как могу, и обещаю сперва показать снимки, и публиковать только после его одобрения. К счастью, он соглашается, хотя и безо всякой охоты…
Студии у меня нет, поэтому договариваемся на Исаакиевской, возле манежа, чтобы Веллеру удобнее. Перед съемкой известный писатель вытаскивает из кармана расческу (нормально), затем откуда-то маленькое зеркальце (!!!). Михаил приводит в порядок прическу (прямо скажем, не пышную), а меня в замешательство (он ведь, действительно волнуется, как выйдет на фото). Чтобы отвлечь мастера от тяжких дум, я разговариваю с ним (иногда быстрее, чем думаю). Мне отведено минут пятнадцать и я стараюсь уложиться во врЕмя и сделать хороший портрет. Не переставая нести чушь, снимаю. Всего, может пол-пленки.
Потом проявляю. Сканирую. Отсылаю.
В итоге снимки одобрены и даже очень. Я звоню сообщить, что обложка выходит а с того конца раздается: «Александр, я ваш должник, буду в Питере привезу подарок….» Ну, думаю, ладно, обычно обещания забываются.
Проходит, наверное, полгода или больше, в общем - вечность. Повседневная суета, еду на съемки злой, раздраженный (как обычно). Звонит мобильник. Прижав к уху слышу: «Александр, это Михаил Веллер, я вам привез обещанный подарок, приходите, - говорит, - в Дом Книги с пяти до шести, у меня там встреча с читателями».
Чорт! Мне и некогда, и парковаться там негде, не поеду я. Однако, к назначенному времени вижу, что есть минутка между съемками и, как раз, я на Невском и, как раз, местечко на Канале есть.
Ставлю машину, поднимаюсь высоко в Дом Книги и вижу: огромная очередь струится вдаль, почти в бесконечность к столику где замечательный писатель Михаил Веллер подписывает свои книги. «Не,- думаю,- не успеваю…» Разворачиваюсь и уже почти иду к выходу, как вдруг…
Надо сказать, что фотографы, обычно широко известны лишь в очень узких кругах и лишены публичной известности или славы. На улицах и в общественных места им чаще достается равнодушие а чаще даже брань прохожих. Поэтому мимолетная «минута славы» остается в памяти надолго.
-Александр! - Зычный голос Михаила Веллера перекрывает шум толпы,- Александр! Что же вы там стоите! Идите быстрее сюда!! - и в то же мгновение вся очередь в едином порыве как при команде «Рравняйсь!» оборачивается…
И я, гордо. В тишине. Провожаемый взглядами тех, кому еще стоять и стоять… Шествую неторопливо. Мимо очереди. И Михаил Веллер со словами благодарности вручает мне свои книги, заботливо упакованные в большой красивый пакет.
Хорошие, кстати, книжки.
На обложку всегда нужен вертикальный кадр, средней крупности и немного свободного однородного фона для текстов и выносок.
Марина Капуро
Василий Герелло
Ника Стрижак
радиоведущий Михаил Кленов
князь из династии Романовых (эх, надо было подписывать имена в свое время)