Это было в декабре 2001 года, ровно 13 лет назад, и я оказался в Эрмитаже на съемках фильма Александра Сокурова "Руский Ковчег" (Russian Arc).
Невозможно просто так сказать, что это был очередной фильм великого режиссера Сокурова.
Идея показать Эрмитаж, как некий всемирный ковчег, собравший в своих стенах шедевры мирового искусства и сохранивший их несмотря на революции и войны - совершенно понятна. Но замысел должен был воплотиться в совершенно необычный фильм. Уникальный подход Сокурова заключалось в том, что он намеревался снять не просто кино, а кино в один кадр, в один дубль, то есть включить камеру и не выключать её до самого конца съемки. Все события, разворачивающиеся по ходу фильма - проходы по залам дворца, встречи с историческими персонажами, смена времен и декораций, когда пышные царские залы сменяются на блокадные обледенелые стены... Всё должно было происходить при включенной камере. То есть, на выходе должен был получиться готовый фильм и не оказаться ни одной монтажной склейки: всё кино на одном дыхании. Кроме того, для съемки была заказана не простая камера, а digial HD, то есть, впервые цифра и в высоком разрешении.
Именно поэтому перед тем как сказать "мотор", артисты, операторская группа, декораторы, и все-все-все долго готовились и репетировали.
Ночной Эрмитаж. Пустые гулкие залы. Со сводов Лоджий Рафаэля подозрительно смотрят на происходящее библейские персонажи. Александр Сокуров и немецкий оператор Тильман Бютнер, сложив ладошки "рамочкой" и приставив их к лицу, медленно крадутся по паркету вслед за актером Сергеем Дрейденом. Позади техническая группа. Сокуров и Бютнер крутят головами, приглушенно переговариваются, показывают то в одну, то в другую сторону.
Первое впечатление - я в сумасшедшем доме...
Если интересно, могу рассказать, что было потом: про камеру и оператора, про уникальные костюмы, про освещение и как Эрмитаж из музея превратился в царский дворец...Про то как наконец снимали..
Перед репетицией
Лоджии Рафаэля, репетиция одного из первых сюжетов
Сокуров и оператор Тильман Бютнер
актер читает - служба идет
выбор фокуса объектива? Бютнер, Дрейден, Сокуров. Ну и бэджик, чтобы Сокурова ни с кем не перепутать.
Двери открываютсяи...
репетиция прохода