Обзор конструктивных решениий гидросамолетов ( а точнее- двухмоторных торпедоносцев и разведчиков) фирмы "Гота" с попыткой разобраться- как они дошли до жизни такой. И куда могли дойти( по другой дороге). Аналитика в общем. Возможно - не прав. Упор на ..логику в развитии моделей, хотя и заклепки присутствуют.
В принципе, "Gotha" и до 1МВ выпускала единичные модели самолетов в надежде на ЧУДО. Ну а вдруг скопированный с англичан самолет первое место на соревнованиях выиграет?
Чудо случилось - началась война. Посыпались заказы. И не потому что "Гота" хорошие гидросамолеты делала. Банально - не из чего выбирать.
Если коротко - "Гота" до весны 1915 построила такие модели одномоторных гидропланов :
Wasser-Doppeldecker для участия в Bodensee-Wasserflug-Wettbewerb (соревнования на Боденском озере), которые проходили с 29 июня по 5 июля 1913.- 1 шт
WD.1, WD.2 ( копия
Avro 501 ) 2 самолета для участия в конкурсе Ostseeflug
Warnemunde в 1914 году, но в 1914-1915 около двух десятков поступили во Флот Германии и Турции.
WD.3 - опытный самолет 1 штука
Так бы может они и перебивались мелкими заказами на малые самолеты чужих фирм, но лицензия на строительство самолета "Friedel-Ursinus FD" буквально вынесла конструкторов "Готы" из болота дав им такую вкусную кость ,что они её плодотворно грызли аж до самого конца войны.
И тут мы плавно переходим к двухмоторным гидросамолетам , которые , собственно, и делали "Готе" имя в борьбе на море.
Пояснение 1.
По моим наблюдениям у немецких фирм была практика делать один ( иногда больше) самолет в качестве прототипа и отдавать его военным на испытания. Военные после испытаний ( если машина им понравилась) делали три вещи. Первое -давали опытной машине номер и ставили на вооружение в одну из линейных частей. Второе - писали список желаемых глобальных изменений того , что им в машине не понравилось. Третье - заказывали партию в 3-8 машин аналогичную прототипу не дожидаясь внесения изменений ( потому как если дожидаться некий идеал - машины в частях не появятся вовсе).
Процесс этот конкретно на "Готе" на двухмоторных гидросамолетах был не спешный. Фирма 6-8 месяцев делала новый прототип, на изготовление одного серийного экземпляра уходило в среднем полторы- две недели.
Gotha WD.4 - проектировал Урсинус как большой гидросамолет-разведчик-бомбардировщик-торпедоносец. Самолет по факту получился опытным и в серию не пошел. Первый испытательный полет произвел в январе 1916 года. При приемке флотом получил номер №120.
Gotha WD.7
ссылка 1 ссылка 2 ![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/554150/554150_300.jpg)
WD.7 - проектировали конструкора "Готы" Karl Rosner и A. Klaube как малый гидросамолет-разведчик.
Для содания был использован опыт создания бомбардировщиков класса "G". WD.7 позиционировался как разведчик и патрульный самолет, возможность использования в качестве торпедоносца отсутствовала - для этого была необходима полная переделка крепления поплавков шасси. Главным по гидросамолетам в "Готе" начиная с WD.1 стал Карл Рознер. Он и спроектировал то шасси, которое и делал на предыдущих машинах(с поперечной балкой между поплавками). А чё мудрить-то? Работает-же?!
Первый полёт прототип совершил в декабре 1915 г. Самолет при приемке флотом получил номер №119.
Пояснение 2. По требованиям к гидросамолету-торпедоносцу
Перед Первой мировой войной сравнительно неудачные попытки сбросить противокорабельные торпеды с самолетов предпринимались в Италии, Великобритании, США и Германии(LVG, и Albatros построили прототипы, но испытания показали явное отсутствие успехов).
В конце 1914 г Министерство Имперского Флота (
Reichsmarineamt RMA) сделало запрос в SVK (Seeflugzeug-Versuchskommando - Испытательную Службу Гидросамолетов (морской авиации), дислоцированную в Варнемюнде) по списку требований , предъявляемых к гидросамолету-торпедоносцу.
В январе 1915 г SVK опубликовал список требований. Экипаж должен состоять из двух человек, самолет должен быть способен нести тяжелую торпеду массой 700 кг. Продолжительность полета должна составлять три-четыре часа.
В феврале 1915 г ВМС Германии направили заказы на разработку нескольким компаниям, в том числе «Альбатросу», «Бранденбургу», «Готе» и «Фридрихсхафену».
"Альбатрос" представила SVK прототип самолета W.3 ("№527") для испытаний в июле 1916 г.
«Фридрихсхафен» представила SVK прототип самолета FF35("№300") для испытаний 24 мая 1916 года, после первого полета в начале 1916 года.
"Ганза-Бранденбург" представила SVK прототип самолета GW ("№528") для испытаний в январе 1916 года,
"Гота" - Первой мыслью было:" - Почему "Гота" проигнорировала требования заказа? Где желаемый самолет с торпедой в 700 кг? Почему не представила?". А потом дошло. Предоставила. Но что-то пошло не так.
Пояснение 3. Фирма Ганза-Бранденбург.
В 1914 году образовалась такая фирма - Brandenburgische Flugzeugwerke GmbH (где техническим директором и главным конструктором работал
Эрнст Хейнкель).
В 1915 году австрийский промышленник фирму купил и слил с двумя другими фирмами .Образовалось авиастроительное предприятие Hansa- und Brandenburgische Flugzeugwerke AG сокращённо Hansa-Brandenburg (HB), в отечественных источниках Ганза-Бранденбург.
В 1915 Ганза-Бранденбург построила несколько опытных машин (
ZM / ZM II / GF), которые послужили основой уже для нескольких пригодных для армии и флота прототипов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/553819/553819_original.jpg)
Прототип гидросамолета GW был создан на базе БОЛЬШОГО двухмоторного бомбардировщика GF ( по словам Хейнкеля). Испытания прошли в январе 1916 года. При приемке флотом получил номер 528.
Испытания Флота (декабрь 1915 - январь 1916)
таким образом на испытательном центре Флота в Вартмюнде в одно время ( в январе 1916 г) попало три разных (но в то же время одинаково двухмоторных) гидросамолета с такими характристиками
Gotha WD.7
Gotha UWD
Ганза-Бранденбург
GW
взлетный вес, кг
1785
2830
3856
вес пустого, кг
1275
1940
2374
площадь крыла, м2
55,5
82
103,4
мощность моторов , л.с
2 х 120
2х160
2 х 160
бомбовая/торпедная нагрузка, кг
-
300
~700
Новые самолеты испытывают , в том числе с подвеской торпед на две модели.
И глядя на все три модели возникают у военных моряков вполне логичные прямолинейные мысли.
Что "Ганза-Бранденбург" явно ЛУЧШЕ моделей "Готы" в силу банально большей грузоподьемности при одинаковой мощности двигателей. А "Гота UWD" требования заказа провалила . Банально - не Шмогла ( ну, так получилось. Бывает). Если UWD может тянуть устаревшую 381 мм торпеду максимум , то на GW можно прямо сегодня цеплять мощную , современную торпеду в 450 мм.
ТЕ UWD становится банально не нужен - маломощен и схемотехника странная. Нужно строить массово что-то наподобии GW ( а сам GW отправлять в серию ещё вчера), тк перспективы-то грандиозные. Уже скоро орды торпедоносцев загонят Гранд Флит в свои базы и наступит всемирное благоденствие.
По WD.7 В принципе как дальний разведчик/наблюдатель пойдет, но с учетом массовой постройки больших торпедоносцев в будущем - полезнее заказать их как тренировочные для экипажей этих самых строящихся торпедоносцев.
Логично? Логично!
Gotha WD.11
ссылка 1 ссылка 2 ![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/554269/554269_original.jpg)
Заказ на проектрование дали 9 марта 1916 года.
На "Готе" особо мудрить не стали - за основу взяли всё тот-же WD-7, ощутимо увеличив размеры ( чтоб выйти на площадь крыльев как у GW - в 104 м2) и оснастив его более мощными моторами на 160 л,с. c толкающими винтами (в отличие от тянущих на предшественнике WD.7 ). Несколько изменилась форма фюзеляжа. Двухкилевое оперение сохранили. Экипаж 2 человека - торпедист( стрелок)/ пилот.
![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/555582/555582_800.jpg)
И если кто-то думает, что новые самолеты буквально тотчас хлынули в войска- то сильно ошибается. Вспоминаем неспешность момента : 6-8 месяцев проектирования и постройки прототипа - испытания прототипа SVK пару месяцев - принятие на вооружение- выдача заказа на первую партию - изготовление со скоростью 1 самолет в полторы-две недели.
Испытания прототипа в Вартмюнде были в октябре 1916 года
![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/556258/556258_800.jpg)
В общем после испытания прототипа Флот заказал серию из 5 единиц, затем последовали три и восемь машин.
Все самолеты были поставлены флоту с марта по июль 1917 года.
Gotha WD.14
ссылка 1 ссылка 2 ![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/560050/560050_300.jpg)
ИМХО проектировать WD.14 Рознер стал по тому-же техзаданию летом 1916 года продолжая "генеральную линию партии" топедоносца, но с уклоном в дальнего разведчика. Во всяком случае первую партию ( из 16 машин) серии флот получил в варианте разведчика. А вот все последующие партии выполнялись в варианте торпедоносца. Взяв за основу свой же строящийся прототип WD.11 - Рознер поставил более мощные моторы разместив их не толкающими - а тянущими. Увеличил площадь крыльев, что вкупес с более мощными моторами позволило увеличить взлетный вес / полезную нагрузку. Добавилось место заднего стрелка. Обрезали фюзеляж ( с местом стрелка-торпедиста) и , соответственно, место торпедиста(наблюдателя) они перенесли (теперь он сидел рядом с пилотом). Само место пилота они сместили к задней кромке крыла ( для улучшения обзора крылья получили вырезы). Потом место переднего стрелка вернули . То компоновка стала: стрелок(торпедист/наблюдатель) - место под топливо - пилот-задний стрелок.
![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/560325/560325_800.jpg)
прототип ( места переднего стрелка нет)Первое испытание прототипа прошло в середине января 1917 года.
После чего флот разместил заказ на несколько партий самолета общей численностью в 68 машин, но на флот попало только 52 машины. Поставку последних вроде бы как изготовленых 14-имашин прервало Компьенское перемирие 11 ноября 1918 года.[те грубо говоря за 20 месяцев - с марта 1917 по ноябрь 1918 они изготовили 52...66 машин, те приблизительно по 3 машины в месяц ]
Боевое использование в качестве торпедоносца: май-сентябрь 1917 года.
Так или иначе к марту 1917 г торпедоносцы "Гота" стали поступать в войска , что позволило немцами создать вторую торпедную эскадрилью (Torpedostaffel II der 1. Seeflieger-Abteilung) на Северном море в Зеебрюге в марте 1917 ( первая эскадрилья была на Балтике) .
![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/560881/560881_800.jpg)
И тут несколько не заладилось.
Из попыток атак группы известно только три успешных:
1 мая 1917 года угольщик "Gena" (2487 брт) к северо-востоку от Саутволда был поражен торпедой с одного из двух атакующих самолётов GW. Среди его членов экипажа жертв не было, кроме того моряки с помощью пулемёта сбили один самолёт. Два немецких летчика были взяты в плен.
14 июня 1917 года жертвой удачного попадания оказалось торговое судно "Kanakee" (3718 брт). При этом торпеда "Готы" была сброшена с относительно большого расстояния в 3000 ярдов. Погибло 3 человека.
9 сентября 1917 года, в миле от плавучего маяка было потоплено небольшое судно "Storm" (440 брт), подвершееся нападению семи "Гот". Согласно британским сообщениям, его поразили бомбы, а палубы были обстреляны из пулемётов, после чего в течение двух минут корабль был поражен двумя из трех торпед (первая, как сообщается, прошла прямо под килем).
ТЕ - торпедные атаки этих самолётов не привели к успеху. Торпедоносцы при полной загрузке были трудно управляемы, и только очень опытные пилоты были способны выйти в атаку и сбросить торпеду с высоты около 5-10 метров, для чего пилот и торпедист должны были пройти длительный курс подготовки, и возможные результаты никак не окупали всех этих мер. После первых атак торпедами с баз Северного моря и в Рижском заливе, ПВО союзников стала такой эффективной, что шанс успеха значительно снизился.
В результате, в течение последнего года войны от атак торпедоносцев отказались, так как потери значительно превышали результаты.
И торпедоносцы использовались либо в качестве разведчиков/наблюдателей ( вместо торпеды цеплялся дополнительный бак).
![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/561016/561016_800.gif)
Либо в качестве установщиков мин ( вместо торпеды целялась мина . Пишут "донная" - ну меня сомнения по этому пункту).
Либо в качестве бомбардировщиков - вместо торпеды целялась гирлянда мелких или средних бомб.
Gotha WD.20
ссылка 1 ссылка 2 ![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/559420/559420_800.jpg)
Gotha WD 20 Marine номер 1515 на заводе перед поставкой в мае 1918 года.
два двигателя Mercedes D.IVa по 260 л.с.Для выполнения дальней разведки над Северным морем вместо дирижаблей, которые к 1917 г. стали слишком уязвимыми, на базе WD.14 был разработан дальний разведчик, который отличался только наличием дополнительного топливного бака вместо торпеды. Подвесной бензобак позволял машине находиться в воздухе свыше десяти часов. Крылья можно было складывать для хранения. Также рассматривалась учебная версия.
![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/559857/559857_800.jpg)
По этому типу было построено всего три прототипа, переданные флоту для испытаний летом 1917 года и получили бортовые номера 1515-1517. В серию этот тип не пошёл, но послужил образцом для переоборудования WD.14, когда в последний год войны надобность в них в качестве торпедоносцев отпала.
Gotha WD.22
ссылка 1 ссылка 2 ![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/559326/559326_800.jpg)
Продолжая работы в области постройки дальних разведчиков, Gotha в 1918 г. построила два прототипа типа WD 22: №№ 2133 и 2134. Они были снабжены четырьмя моторами, установленными тандемами в двойных гондолах; передние двигатели, Мерседес D IIIs по 160 л.с. вращали тянущие винты, задние двигатели Мерседес D I, по 100 л.с., - толкающие винты. В остальном они были подобны WD-20. Увеличение количества моторов, при лишь незначительном увеличении общей мощности, было предпринято с целью увеличить общую живучесть машины, а также дальность - при работе только двух моторов в крейсерском режиме.
![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/557839/557839_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/556013/556013_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/554894/554894_300.jpg)
Обратите внимание на оригинальную систему управления.
Рулевая колонка управления элеронами крыльев может шарнирно переставляться с места правого пилота на место левого. Те походу там было 4 человека экипажа.
Ножные педали руля направления сдублированы.
Наружное освещение.Магнетто запуска двигателей.
Вроде бы всё круто..
Но - это открытая кабина.
Прототип взлетел в мае 1918 г., но серию этот тип не пошёл, хотя разработки продолжились постройкой более крупного WD-27.
Gotha WD.27
ссылка 1 ссылка 2 ![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/558654/558654_800.jpg)
можно предположить ,что тут среди людей Karl Rosner и A. KlaubeПоследними многомоторными гидропланами фирмы "Gotha" стали дальние патрульные машины Gotha WD 27 с размахом крыльев 31 метра. Они являлись дальнейшим развитием WD-22 в сторону увеличения размеров. Эти аэропланы оснащались четырьмя моторами, также как и у WD.22 установленными двумя парами с тандемным расположением, но теперь все они были одинаковыми Mercedes D.III (мощностью по 160 л.с.) / Mercedes D.IIIа (мощностью по 175 л.с). По своим размерам машина соответствовал категории Rs (Riesen-Seeflugzeug, гигантский гидроплан), но в неё не попала из-за отсутствия возможности обслуживания моторов в полёте, что являлось обязательным требованием к таким самолётам.
![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/559072/559072_800.jpg)
обратите внимание на поплавки. Это уже натуральные баркасы.Строилось три прототипа (№№ 4326-4328)- один был готов к заводским испытаниям двигателя в декабре 1918 года. В январе 1919 года WD27 был зарегистрирован как завершенный, но позже был уничтожен в соответствии с требованиями перемирия.
WD.11
WD.14
WD.20
WD.22
WD.27
взлетный вес, кг
3583
4642
4540
5170
6690
вес пустого, кг
2146
3150
3030
3800
4500
площадь крыла, м2
104
132
132
147
193
мощность моторов, л.с
2x160
2х200
2х260
2х160
2х100
4х160
бомбовая нагрузка,до кг
725
725/-
-
-
-
Скорость максимальная, км/час
120
130
126
131
135
Дальность полета заявленая, км
500
800
1300
?
?
Время полета, час
5
8
10
?
?
Дальность полета расчетная *, км
650
530/1060
950
820/1400**
1200/2400**
Время полета расчетное *, час
5,5
5/10
10
8,3/14**
12/24**
* - расчетные величины по топливу ** - с отключенной парой двигателей.[вообще- сама идея сомнителная.]
![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_cat_1975/84667511/557221/557221_800.jpg)
Ну те вот такая история и такое вот развитие. Если можно это так назвать.
ИМХО - пpopывы чacтo дeлaютcя нeудoбными для системы людьми. Удoбныe, вeжливыe, пoклaдиcтыe иcпoлнитeли чacтo лишь дoвoдят дo pучки конструкцию, coздaнную дpугими. Рознер и довел.
Те Рознер что изобрел/ сконструировал нового? Да ничего. По сути он последовательно масштабировал конструкцию в сторону увеличения. Больше мощность моторов- больше площадь крыла- больше взлетная масса.
Пришел в итоге к WD.27. Монструозная конструкция, ничего не скажешь. Вон с каким довольным и гордым видом они возле неё стоят. А стоит ли гордиться? Оба пилота должны просидеть в кабине минимум 12 часов .А это Северное море. Не Средиземное. Потом у моторов каждые 5-10 часов надо свечи чистить и вообще -мелкий ремонт. Кто это в полете делать будет и как? Да никто.
Ну, те всё это сомнительно в сумме. И конструктивно и по результатам.
Но в сравнении с конкурентами было и не плохо. "Гота" по торпедоносцам была первой по численности поставок среди прочих.