Из Кириллова пришло тревожное известие. Митрополия настоятельно просит передать ей под нужды мужского монастыря часть площадей на территории музея -заповедника. Причем не просто помещений, православные требуют освободить здания келий, где сейчас расположены фонды, кабинеты сотрудников музея, дирекция и отопительный блок. По существу это делает работу музея невозможной.
Директор музея вопиет к власти, однако вряд ли там кто-то услышит Михаила Николаевича!
Уничтожение музеев руками РПЦ началось давно. в начале 90-х у Вологодского музея отняли филиал в Прилуках для возрождения монастыря. Тогда все прошло тихо, если не считать пропавшей раки Преподобного Феодосия Тотемского,и еще нескольких реликвий. Потом был изгон музея из здания церкви в Вытегре.
В Костроме передали церкви территорию Ипатьевского монастыря и музей как таковой исчез с карты города. По стране примеров большое множество.
В прошлом году по настоятельной просьбе Вологодской митрополии выселили в никуда картинную галерею, доведя директора до попытки суицида. Галереи в Вологде, как большого культурного учреждения, больше нет, мелкие филиалы не в счет.
Теперь на очереди Кириллов и Ферапонтово. Ползучая интервенция по русской пословице, "коготок увяз, всей птичке пропасть", продолжается. На очереди филиал Тотемского музея- Спасо-Суморин монастырь и Входо-Иерусалимская церковь. Музейным уже приказано потихоньку собирать вещи. Повезло только тем музеям, которые оказались в гражданских зданиях.
Процесс набирает обороты. По нашей информации из клерикальных кругов в 2023 г. как раз к 100 летию образования вологодского музея, планируется изгон его с территории бывшего архиерейского подворья. "Попользовались чужим и хватит",- думают в митрополии.
Говорить этим людям о том, что только благодаря музеям были спасены от безбожной коммунистической власти тысячи памятников церковного зодчества и миллионы предметов, связаннях с культом, бессмысленно. Для них нет понятия "памятник культуры". Иконы, церковные книги, предметы облачения и прочее- всего лишь аксессуары служебного свойства для отправления служб.
Много из того, что в 90-х было передано из музеев церкви уже бесследно исчезло. Кроме раки Феодосия Тотемского неизвестно где обретается икона 1798 г., написанная в честь обретения его мощей, переданная в числе сотни другизх предметов Вологодской епархии. Таких примеров множество.
Только в музеях можно сохранить памятники, Это понимали еще 200 лет назад, когда началось движение за сохранение церковной старины, поддержанное властью. Тогда и появились первые музеи, при сильном противодействии церкви, между прочим, которой не нравилась практика изъятий памятников из обихода. Тогда вопрос решили на Синодальном уровне. Сейчас все в руках патриаха, который, убедив в своей значимости власть, строит автокефальное государство в государстве, реквизируя потихоньку бывшее церковное имущество и попутно уничтожая музеи... Когда-то, давно, видя многие неправды церковной жизни. летописец поместил на странице рукописи красноречивую фразу: "Ох, тошно"! Она бесловно актуальна, особенно сейчас...
Настала пора остановить ползущий клерикализм, потом будет поздно!
Друзья не останемся безучастными, делайте перепосты, покажите, что у музеев еще есть поддержка в обществе!