Павел Петрович Свиньин был в России первой половины XIX в. человеком известным: писатель, журналист, редактор, издатель журнала "Отечественные записки", художник, историк, географ, убежденный славянофил. Он был знаменит и как азартный собиратель русских древностей. Кроме всего прочего Павел Петрович имел брата сенатора, был зятем поэта А. Майкова и тестем писателя А. Писемского. Куда не кинь- сливки общества.
В 1828 г. в качестве редактора журнала "Отечественные записки", Свиньин посетил город Вологду. От этого путешествия остался интересный рисунок в цвете с видом на Соборную горку. Вот он, перед нами.
По-моему мнению, это один из самых ранних видов Вологды, зафиксированный в цвете. И хотя современники относились к таланту Свиньина-рисовальщика со скепсисом, но для вологодского краеведения эта картинка представляется очень важным историческим источником.
Прежде всего обратим внимание на архитектурные памятники города. Софийский собор изображен весьма точно, чего не скажешь о шатровой колокольне, которая если верить другим дошедшим до нас изображениям, была более широкой и приземленной.
В 1828 г. вокруг Софийского собора располагалась весьма симпатичная небольшая каменная ограда. Полагаю, что можно задуматься о её восстановлении. Это придаст территории Собора законченность и ограничит хождение по газонам.
Справа от ограды видим подросшие деревья на Соборной горке, посаженные в 1824 г. к приезду в город императора Александра Первого.
Воскресенский собор на картине представлен в первозданном виде, правда он наполовину не виден из-за амбара, стоявшего на месте современной статуи девушки с флейтой.
Прямо от входа в архиерейское подворье шла довольно широкая дорога к мосту через реку Вологду, по которому в два ряда передвигались даже пролетки, запряженные тройкой лошадей. На картине есть такой сюжет. Посмотрим на него в увеличении.
Перила моста в некоторых местах декорированы диагональными полосами черно-белого цвета, какие в то время повсеместно употреблялись в качестве предупредительно-ограничительных знаков. Сам мост достатоно широк, примерно 8-9 метров и опирается на массивные деревянные опоры-быки. На мосту мы видим фигуры трех вологжан. Это мужчины, один в шляпе и двое в цилиндрах. Тот вологжанин, что в шляпе и синем камзоле стоит у перил в позе ожидания опираясь ногой на что-то отдаленно напоминающее пушку, рядом с которой круглые железные ядра. Может быть это стражник, охраняющий мост?
Кстати, фигур стражей порядка на картине несколько. Один стоит на Известковой горке и обращен лицом к Архиерейскому подворью, второй у самого подворья. Фигуры их мелки и поэтому изображены весьма схематично.
Личности двух мужчин в цилиндрах, разговаривающих на мосту, определяем, как путника с палкой, на которой прикреплен дорожный узелок и его знакомца, нечаянно повстречавшихся на проезжей дороге и решивших обменяться новостями.
Самая интересная этнографическая зарисовка касается двух женщин, расположившихся на плоту у моста.
При увеличении фигуры кажутся схематичными, но тем не менее этнографу видно немало интересных деталей.
Первое на что следует обратить внимание, это широкий плот для полоскания белья. Нечто подобное я видел в годы своей молодости на реке Вологде, только те плоты были гораздо меньше и без удобств для полоскательниц белья. В чем же удобство? Присмотритесь, дама в синем открытом платье полощет белье не в реке у края плота, а в специально сделанном для этой цели окне. Она встала на колени и окунает какую-то простыню в воду, выполаскивая ее после стирки. Рядом стоит другая горожанка с коромыслом, на котором развешено уже выстиранное белье. Она не спешит к краю плота, а ждет своей очереди у окна для полоскания.
Прищурившись, можно разглядеть костюмы горожанок. На обеих женщинах белые рубахи-исподки с широкими длинные до запястий рукавами. У одной голова покрыта белым платом, другая возможно простоволосая. На жещине полощущей белье платье или сарафан синего цвета, на стоящей с коромыслом- красного, дополненый белым поясным передником. Это довольно новая деталь в городском костюме, получившая распространение среди мещанок после заграничных походов русской армии. Вот для сравнения французские женские наряды 1814 г. Дамы в платьях с высоко поднятой талией и передниках.
Как видно, вологжанки одеты вполне по европейским канонам, хотя и с национальным оттенком.
На картине есть еще изображения двух играющих собачек, но при увеличении они не дают ни какой дополнительной информации о породе животных.
Рисунок Свиньина безусловна является важным историческим источником по истории Вологды рубежа царствований императоров Александра Первого и его младшего брата Николая.
В заключение хочется вспомнить известную фразу императора Александра Первого, произнесенную им после пребывания в губернской Вологде: "Все виденное здесь мною намного превзошло мои ожидания".
Благодарность блогеру
https://vk.com/egor_selskiy за указание на источник.