Сионисты и антисемиты, прочитав заголовок, уже напряглись. Напрасно ребята! Речь пойдет конечно о евреях, но совсем в другом ключе.
В рамках подготовки книги о Вологде в 1917-18 гг. мы проанализировали этнографическую ситуацию в городе и вот что выснилось:
По данным городской переписи населения 1917 г. в городе проживало 69664 чел., то есть численность населения по сравнению с переписью 1897 г. выросла больше чем в два раза. Налицо перенаселение города. Причины перенаселения связаны с Первой мировой войной: работа военных госпиталей, беженцы из других регионов.
Остановимся на национальном составе города Вологды. Русских насчитывается - 66475 чел. (95, 4%). в 1897 г. было 26798 чел ( 96,7 %)
Всего в Вологде проживали представители 26 этносов. Самой крупной народностью в данный период становятся Евреи - 1662 чел. (2,38%), Финно-угорские группы народов Зыряне - 255 чел (0,36%), Вотяки (Удмурты) - 30 чел. (0,04%), Марийци - 19 чел. (0,02%), Мордва - 18 чел. (0,02%), Поляки - 306 чел (0,43%) Татары - 232 чел. (0,33%), латыши - 105 чел. (0,15). Общая численность того или иного этноса как в абсолютных так и в относительных показателях выросла, кроме немцев чья популяция на территории Вологды сократилась в двое и составила - 63 чел. (0,09). Новыми этническим группами для северного города безусловно стали представители Китайского (Ханьского) и Корейского этноса.
Ну а теперь непосредственно о евреях. По сранению с 1897 г их количество возросло с 245 человек ( 0.88%) до 1662 человек, (2.38%)
т.е увеличилось и в относительном и в абсолютном параметрах, Евреи заняли в Вологде 1 место в числе этнических меньшинств.
К этому следует добавить, что являясь социально активным этносом, они наполнили своими мероприятиями городскую среду до такой степени, что местным временами казалось, что евреев в Вологде как минимум половина населения. Для подкрепления этого тезиса перейдем к фактам:
Заметное внимание в вологодских СМИ уделяется евреям. В начале 1918 г. почти в каждом номере публикуются объявления о деятельности еврейской общины. В «Вологодском листке» община публиковала объявления обо всех событиях культуры диаспоры. Все мероприятия проходили от имени различных еврейских организаций, среди которых политические партии «Бунд», «Цеирей Цион», «Поалей Цион», «Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия». Помимо партий организаторами культурных события выступают общество «Тарбут», «Еврейский рабочий клуб имени Бронислава Гроссера», «Общество посвящения евреев» («ОПЕ»), и, пришедший на смену еврейскому училищу «ОПЕ», «клуб имени Переца», занимавшийся преподаванием музыки, а также «Вологодская сионистская организация».
Согласитесь, что для небольшого провинциального русского города это многовато. Впору говорить о засилье еврейской политической конъюнктуры.
Одно из главных помещений для массовых мероприятий в Вологде 1918 г. - Зал Страхового общества, сейчас областная бибилиотека, а также помещение Талмуд-Торы - еврейской школы, Сионисткий клуб, зал еврейского училища. В этих помещениях проходили такие мероприятия, как лекции о мотивах еврейской литературы, или о тюрьме и ее обитателях из уст бывшего политического заключенного, курсы еврейского языка и истории,концерты-митинги - мероприятия, сочетающие музыку с политикой; партийные собрания и праздники, съезды и вечера. Таким образом, данные в газете «Вологодский листок» свидетельствуют о культурном всплеске в общественной жизни евреев города Вологды.
Интересно, что евреи Вологды откликнулись даже на смерть в Лондоне видного сиониста Иехиэля Членова и организовали митинг по этому поводу. Без преувеличения можно сказать, что до июля 1918 г. здесь был короткий "золотой век" еврейской активности, сменившийся затянувшимся на многие десятилетия тихим прозябанием в рамках дозволенного большевиками интернационализма. Интересная страница жизни еврейской общины требует дальнейшего изучения. Можно еще многое найти, если конечно найдется зантересованная структура и даст грант на эти исследования.
Демонстрация в Вологде в 1917 г. Вместе со всеми идет делегация Еврейской социал-демократической партии "Поалей цион".
Ух, какая компания, на обороте фото подписаны имена присутствующих, при желании всех можно идентифицировать. Это тоже 1918 г.