Опыт французского лейтенанта Пьера Паскаля, посетившего Вологду в августе 1917 г.
"17 августа-хлопоты о билете. Накануне я ходил на вокзал, чтобы осведомиться о времени отхода поезда, поскольку расписания больше не существует. Чтобы попасть в список, я заходил к комиссару в здание рядом с вокзалом. Солдат-часовой, требовавший пропуск (propusk) у всех, ничего у меня не спросил, поскольку я был в форме. Она произвела на него большое впечатление .
Комиссара, по причине позднего времени уже не было, но на месте оказался прапорщик, который сообщил мне, что он здесь чужой, и провел меня к унтер-офицеру, секретарю, который сказал мне, что в поезде на 8.10 всегда есть места.
Сегодня с 10.30 до 12.30 я был все еще занят этим билетом. У комиссара один поручик и тот осажден пятью или шестью офицерами, которые хотели мест на сегодня, хотя их не было. Один штабс-капитан очень настаивал, но тщетно: поручик ничего не мог сделать. Даже генерал не имел успеха в деле, хотя утверждал, что накануне было обещано. Ему устроили очную ставку с одним солдатом, который утверждал, что ничего обещать не мог. « Ваше превосходительство! Nikak niet!»
После всего этого я получил бумага, предписывающую дать место лейтенанту французской армии Паскалю. Моя фамилия заставляет офицера навострить уши: «А, доктор Паскаль, знаю, сейчас вам следует идти в кабинет № 4 вокзала.»
Я снова вышел и хотел пройти двором, чтобы сократить путь. Часовой остановил меня словами: «Nelzia, tovarichtch!».
Пришлось идти вокруг вокзала. Внутри я увидел только комнаты №№ 16,17,18 и 20, спросил, где взять билет. Мне ответили, что нужно спросить кассу бронирования 3\3. Один человек взялся меня туда отвести. Там очередь: офицеры, солдаты, штатские. Что за «протежируемые»? Все громко говорили о политике, об армии...
Каждый клиент бесконечно долго задерживался перед окошком, но большая часть посетителей выходила с билетами. Служащий приветливо отвечал на вопросы о времени прихода и отправления поездов. Это напоминало салон для разговоров. Когда подошла ожидавшаяся с таким нетерпением моя очередь, я узнал, что здесь дают билеты только на Москву, затем что дальше, нужно идти в кассу №5.
Я занял очередь в третий раз. В большом билетном зале была одна очередь, разделенная натрое. Дама, взгромоздившаяся на поручни окошка властвовала над публикой и надзирая за правильностью поведения вереницы людей. Мне наконец то дали один билет, потому что мой поезд не имеет плацкарты".
Пьер Паскаль в мундире лейтенанта французской армии, в руке фуражка 175 полка.