Во многих СМИ тиражируются слова Новака: "
Вопрос о запрете поставок урана из РФ в США в качестве ответной меры на эмбарго российских энергоресурсов есть в повестке, он изучается". Думаю, необходимо пояснить, что именно изучают.
0) О каком уране идёт речь? По большому счёту, речь идёт не о природном уране (его у США в шаговой доступности более чем достаточно, т.к. крупнейшие производители Канада и Австралия с ними в одном блоке и имеют серьёзные запасы мощностей), а о его обогащении для нужд гражданской ядерной энергетики.
1) Смогут ли они заместить весь обогащенный уран, поставляемый из России, другими источниками поставки обогащенного урана? Обогатительных заводов в мире не очень много. Лет 12-13-... назад, когда обсуждалась возможность разрыва ВОУ-НОУ, по оценкам с нашей стороны ответ был: "Да, смогут".
Но тогда ещё их диффузионный завод работал, а второй был в горячем резерве.
Сейчас вопрос для них более сложный. Давайте грубо перечислим их географию и мощности (ЕРР).
- Россия: 30 тыс.
- URENCO: 15 тыс. в Европе и 5 тыс. в США (при общих потребностях гражданского сектора США порядка 11 тыс.)
- Китай: 12 тыс. (и наращивает)
- Франция: 7.5 тыс.
Очевидный вывод по балансу мощностей: найти свободные мощности при исключении из поставщиков России сложно.
2) Как я ранее писал, процесс как бы не мгновенный и будет зависеть от кучи факторов, ключевые из которых:
- есть ли запас обогащённого урана у эксплуатирующих организаций США (именно они покупают ЕРР и передают обогащённый уран на фабрикацию, но есть у меня подозрение, что там всё "с колёс" - подписали бумажку с поставщиком ЕРР и указанием пункта отгрузки и забыли, сам обогащённый уран в ЭО не попадает). Если да, то какой, если работают "с колёс", то всё становится очень жёстким (но может оказаться менее жёстким, если контракты не разовые, а на определённый срок, такие контракты наши вряд ли будут рвать),
- каково состояние законсервированного оборудования и, главное, персонала на диффузионных мощностях в самих Штатах (Падукка, Пайктон). Есть такое подозрение, что им придётся туго просто в виду перепрофилирования и вымывания профессионалов за прошедшие годы. С другой стороны, примерно 50% их потребностей закрывает завод URENCO в Штатах, т.е. персонал надо наскрести на один из 2 законсервированных заводов. Если реанимировать законсервированные мощности Штаты не смогут, придётся искать ЕРР на споте, а его там не так много. Но я бы не исключал и работу через "прокладки", типа бразильцы покупают ЕРР у нас и передают продукт Штатам.
3) Для получения урана гражданского обогащения можно не только обогащать природный, но и разбавлять (обычно используют термин "разубоживание") оружейный уран. Напомню, что в рамках двух договоров СНВ и у нас, и у Штатов образовались избыточные запасы урана и плутония, избыточного урана у каждой из сторон на момент подписания СНВ было примерно по 500 тонн. Наш запас урана в рамках программы "Мегатонны на мегаватты" (ВОУ-НОУ) ушёл в Штаты в виде НОУ, а вот свой уран Штаты разбавили
только частично. По разным оценкам США разубожено порядка 15% от избытчоного урана, причём, одним из аргументов было "чтобы не обвалить рынок". Для получения энергетического урана из оружейного разделительные мощности желательны (но только с точки зрения оптимизации цены), но совсем не обязательны. Конверсионные мощности в мире избыточны...
Что следует из сказаного? Что отказ от действующих контрактов на обогащение урана нам просто не выгоден и, даже если "забить на выгоду", мыне сможем обвалить гражданскую ядерную отрасль США, разве что внесём временную сумятицу на время перестройкилогистических и производственных цепочек. И, как по мне, нем просто не выгодно восстановление Штатами собственного производства.