Раздел о дошкольном образовании завершается подробнейшим анализом двух описанных на тот момент систем -
Фридриха Фрёбеля и
Марии Монтессори. Гессен указывает на односторонность каждой из предложенных систем (Фрёбеля, так как он игнорировал психо-биологическое значение игры, ее цель "подготовки" к организма к жизни. Односторонность Монтессори наоборот заключается в ее узком понимании развития как гимнастики органов чувств и двигательных аппаратов человека, и связанном с ним отрицании воображения) и отдельно подчеркивает их великий вклад в развитие дошкольной педагогике.
Еще один момент перед теорией школы, который хотелось бы отметить. Гессен указывает на тщетность школьного обучения письму и чтению. Основной его аргумент в том, что: подобно речи, умение читать и писать (в элементарном смысле этого слова) является скорее навыком психофизического организма ребенка и не может быть поэтому предметом школьного преподавания."
И если так, то следующие его слова в совокупности с тем, что ранее писалось об игре выглядят более чем логичными:
"наилучший метод обучения чтению и письму тот, при котором дети не учатся читать и писать, но при котором оба эти навыка являются предметом игры. А для этого нужно, чтобы буква так же стала элементом детской жизни, как таковым является, например, речь. Давно уже замечено, что в интеллигентных семьях, где написанное слово есть естественный элемент жизненной обстановки, а при наличии старших братьев и сестер - детской комнаты, младшие дети научаются писать и читать сами собой, так же, как все дети научаются сами собой говорить. Естественный способ обучения чтению и письму состоит, таким образом, в надлежащем воздействии на окружающую ребенка обстановку: чтение и письмо должны стать нужными ему в его игре."