Почем белорусское в "Самостийной"? Поискал наши товары на Украине

Sep 05, 2013 11:31

Иногда кажется, что вкусы обычных людей не совпадают с мнением тех, кто оценивает товары легпрома с точки зрения профессионала. Роспотребнадзору, например, недавно не понравился украинский «Рошен», да так, что даже его ввоз в Россию запретили, хотя, по мнению многих, шоколад вполне достойный. А Украина на днях блокировала целый список белорусских продуктов: от сала и яиц до меда и молока.



Говорят, во избежание попадания в страну набившей оскомину африканской чумы свиней. Возможно, решение объективное, но мне почему-то кажется, что от такого шлагбаума на белорусско-украинской границе немало жителей нашей южной соседки почувствуют дефицит любимых товаров. По крайней мере, в августе, проехав во время отпуска от Одессы до Киева через Крым, я нашел немало знакомых названий в украинских магазинах, причем за многими товарами стояла очередь. Впрочем, объективности ради, и для нашего брата Украина предлагает большой выбор: как в плане закупок так и в сервисе. Но, как говорится, обо всем по порядку.



«Минск» под Заболотьем

Итак, первая остановка - самое что ни наесть белорусско-украинское приграничье. Заболотье. Оговорюсь по ходу: многие отпускники едут на моря именно через эту деревушку до Ковеля откуда отправляются поезда в Одессу и Крым. Можно ехать напрямую, автобусом, но там билет стоит около ста тысяч (здесь и далее для удобства читателя цены сразу переведены на белорусские), а до Заболотья - порядка 10. И примерно столько же оттуда до Ковеля. А сэкономленные деньги можно потратить на покупки в дальнюю дорогу, тем более, что в этих населенных пунктах большие рынки с самым разнообразным ассортиментом.

Казалось бы, в Заболотье, куда в основном на «закупы» едут наши, белорусских товаров быть не должно априори. Ан нет. Чуть поодаль от ж/д станции стоят украинские бабушки и дедушки, предлагая… Сигареты «Минск». Оказывается, по примеру Польши, наши южные соседи развернули антитабачную борьбу, нанеся два мощных удара по курильщикам: во-первых, на Украине запретили «дымить» во всех поездах и даже на вокзалах (можно заплатить штраф до наших 100 тысяч), во-вторых, там постоянно увеличивают цены на сигареты. Таким образом, местные, примерно как в польском Тересполе, скупают у белорусов сигареты по цене, чуть выше, чем у нас, а продают чуть ниже, чем у них. Разница, как водится, в карман.

На ковельском рынке нашей продукции я особо не заметил. Разве что бытовая химия. Впрочем, тут разницы в ценах особо нет. Наши лаки для волос, антистатики и средства для мытья стоят примерно столько же, сколько и в Бресте. Что, впрочем, не удивительно, ведь на местных рынках закупаются не только представители «среднего» класса нашей страны, но и обычные украинцы. А там, как я узнал позже, наши бренды уважают и даже готовы за них переплачивать.
Я же, увы, не патриотично, потратил небольшую часть отпускных на одноразовые шампуни, выпущенные в «незалежной», а так же купил несколько футболок по бросовой цене и «хит» отпускного сезона - соломенную шляпу, которая лучше любой бейсболки спасает от крымского солнца. К слову, она обошлась мне всего в 40 тысяч.

Оставшиеся два часа до поезда пришлось коротать в местном ресторане «Лисова Пiсня», что «дислоцируется» при одноименной гостинице. Парадоксально, но по сравнению с другими «забегаловками» цены здесь вполне приемлемые. Не говоря уже о сравнении с нашими ценами. Плотный ужин обойдется примерно в 50 тысяч с человека, а если душа пожелает для аперитива около 200 грамм коньяка цена увеличится не более чем в полтора, максимум два раза. Приятно удивляет и сервис. Как в большинстве точек общепита советского или постсоветского хамства там не встретишь. Обращение крайне вежливое, ибо хозяин дает установку: не понравится у нас, клиент перейдет дорогу в другое заведение, что скажется на ваших зарплатах. Впрочем, зарплатами там не хвастаются. Администратор ресторана разоткровенничалась: средняя по Ковелю 2 миллиона (на наши деньги). Недаром многие жители западного приграничья едут на заработки к нам.

Турецкая «Милавица» на одесском Привозе

Ехать через Ковель на дизелях выгодно в первую очередь тем, кто собирается отдохнуть в Одессе. Дизель из Заболотья в Ковель приезжает в районе трех, а поезд в столицу юмора идет в шесть вечера. Прибывает примерно в десять утра. Впрочем, сейчас, благо есть Интернет, все это можно узнать на сайте железных дорог: нашей и украинской. Итак, помахав рукой западной Украине, едем на юг, все дальше от белорусско-украинской границы.

Одесса. Любой путеводитель, не говоря уже о «таки уважающем себя» коренном жителе этого города первым делом посоветуют вам посетить «Привоз» и только потом расскажут за Дюка (памятник одному из первых градоначальников Одессы Дюку Ришелье). Привоз - это крупный и старейший из ныне действующих продовольственный рынок, находящийся в пределах исторического центра Одессы. Совсем скоро ему стукнет 200 лет, и именно он до недавнего времени считался аккумулятором одесского колорита. Говорят, в свое время на «Привозе» покупатель обязательно должен был поторговаться с продавцом, даже если его устраивала цена, а особо ушлые торговцы отвечали: «торговаться мы можем, но на цене это не отразится». Увы, сейчас все не так. Город вырос и перестал шутить, а единственным «одесситом», который легко развел меня на покупку литра гранатового сока за 30 тысяч оказался чистокровный грузин Гиви. Он же указал мне на «белорусскую» точку в торговых рядах.

Не заметить ее было трудно. Это большая палатка с огромной вывеской: «Милавица». Раскрученный бренд, дошедший и до Одессы. Честно говоря, я не рискнул бы самостоятельно оценивать качество экспортного дамского белья, но со мной была супруга, которая заглянула в лавку и выяснила… Чисто одесский «развод». Милавицевское белье в сиим латке можно было пересчитать поштучно. Как оказалось, это товар среднего качества по цене 40 - 50 тысяч. Остальное - турецкий ширпотреб, но под нашей вывеской. Согласитесь, грамотно, ведь не каждый покупатель разберет что к чему, а бренд-то узнаваемый!

Черноморская… «Санта»

Следующий день я встретил уже в Севастополе. Это крымский город - относительно чистое и вполне уютное место для недельного отдыха. Оговорюсь, сугубо по-моему. Что касается в общем цен на товары - примерно то же, что и у нас. Однозначно дешевле фрукты и овощи (в августе, разумеется), проезд в маршрутках. У нас - 5 тысяч, там - от полутора до трех. Но вообще, кто был в последние годы на Украине, особенно в курортных городах, со мной согласится: однозначно говорить о цене того или иного товара там довольно непросто, ибо наши соседи на государственном уровне цены не регулируют.

Это у нас батон в Бресте и Витебске будет стоить примерно одинаково. В Украине даже цены на услуги кабельного телевидения в пределах одного города варьируются из расчета престижности района. То же самое на продукты. В гипермаркетах на окраине цена одна, в павильонах у морского побережья совсем другая. Наверное по этому, я сильно удивился, глядя на цену за литр нашего нежирного молока в магазине, что стоял недалеко от моря: порядка 12 тысяч. А «большая» банка сметаны «Брест-литовск» стоила около 16 тысяч рублей.

Но больше меня поразил один из местных баров. Как любой «гость с севера» я с нетерпением хотел попробовать блюда из натуральной морской рыбы. Каково же было удивление, когда в меню заведения с морским названием «краб» я увидел селедку производства нашей «Санты»!
- Наш рыбный промысел давно не тот, что раньше, - говорит бармен, Валентин. - К нам рыбу привозят из разных уголков Украины: из Азова, Одессы. Из заграничных поставок ваша «Санта» у нас в ходу. Очень качественный продукт. Его найти можно в каждом магазине. А вы думаете, мидии и рапаны, которые продают на пляже, выловлены у нас? Те же замороженные полуфабрикаты, которые продаются в лбом супермаркете. Просто рассчитано на туриста…

Отдать должное почти за две недели в Крыму я не раз сталкивался с нашими товарами. Например, хозяин дома, сдававший нам комнату, поделился: из белорусских товаров очень уважает электрику, вроде розеток или выключателей. Правда, производства не гигантов промышленности, а мелких предприятий, вроде того, что у нас делает общество слепых. Говорит, намного качественнее, чем китайские аналоги, а по ценам столько же. Но, похоже, главная «фишка» белорусского легпрома - это все-таки «молочка».



«Савушкин» до Киева доведет

С «молочкой» в Украине проблемы. Это видно на любом рынке: Ковельском, Одесском и Севастопольском. Люди набрасываются на молоко, которое продают частники прямо с рук, как по-нашему, в условиях абсолютной антисанитарии, то есть в пластиковых бутылках, с картона под палящим солнцем. Молоко и молочные продукты, которые лежат в магазинах, украинцы берут далеко не все. Я помню, как еще в мае, во время моей поездки в Херсон, россиянин из Николаева нахваливал наш «Савушкин», расписывая в черных красках местную простоквашу, напоминающую воду с каплями кефира на поверхности.

На этом фоне наш «Савушкин» на прилавках смотрится весьма презентабельно. Особенно богат ассортимент отечественной «молочки» в Киеве. Секрет успеха нашей молочной продукции красноречиво объясняет один из рекламных лозунгов на «белорусском» павильончике: «Молоко из молока».

- У вас в сгущенке, например, только два ингридиента, - говорит Сергей, продавец, - молоко и сахар. Никаких растительных жиров и сухого молока, не говоря уже о консервантах и красителях. Очень хорошо идет ваш кефир и сливочное масло. Старожилы говорят, очень похоже на советскую продукцию. Натуральное. По советским ГОСТам, которые принимались еще в конце 70-х!
Впрочем, «молочка» - это далеко не все. В одном из супермаркетов женщина лет 40, учитель начальных классов Татьяна Петрочук настойчиво спрашивала белорусскую колбасу. Ее огорчили: завоза пока не было. Когда мы с ней разговорились, оказалось, она и ее знакомые стараются по возможности купить именно нашу мясную продукцию, поскольку в ней не чувствуется ароматизаторов и эмульгаторов…

- Если кто-то из моих знакомых едет в Гомель - я обязательно прошу привезти пару килограммов белорусской колбасы, сарделек, - говорит Татьяна. - Да, у нас говорят, что в Беларуси условия хранения и переработки не отвечают современным требованиям. Пусть так, зато продукт экологически чистый…

P/S

Через несколько дней, после того, как я вернулся в Брест, наступила осень. А с ней, очевидно, и сезонные обострения: в политической, экономической и других направлениях внешней политики стран бывшего Великого и могучего. Боюсь, тем, кто ставит барьеры на наших торговых путях, будет очень трудно втолковать такой, вот, Татьяне Петрочук, которая наверняка есть и в Киеве, и в Москве, и в Минске: почему, вдруг, с прилавков исчезла ее любимая продукция из братской страны. Если конечно ей вообще кто-либо что-то захочет объяснять.

ДЫВЫСЬ!

Previous post Next post
Up