Болгарский зонт и отравление в Лондоне

May 17, 2018 14:30




Его рабочая смена на радиостанции завершилась. Журналист вышел из здания корпорации BBC и направился в сторону автостоянки. На мосту через Темзу он столкнулся с незнакомцем, который, подобрав упавший зонт, извинился. Дома журналист рассказал о случившемся супруге. Ночью ему стало плохо, поднялась температура, а приступы рвоты были сильнее и сильнее. Под утро Анабель вызвала Скорую помощь и журналиста госпитализировали. Несмотря на интенсивную терапию, через двое суток его не стало. Так в сентябре 1978 года умер болгарский писатель, публицист и драматург Георги Марков.

В истории болгарской литературы вряд ли найдется другой человек, который на первом этапе своей деятельности был бы настолько же обласкан властью. Свое творчество Марков начал с рассказов, а пик карьеры и всеобщее признание приходится на роман «Мужчины», который принес ему премию Союза болгарских писателей. Затем последовали новелла «Лифт», сборник рассказов «Портреты моего двойника» и «Женщины Варшавы». Марков стал самым цитируемым и читаемым в Болгарии автором, перед которым открывались любые двери.

Литератор переселился в элитный квартал Драгалевци, его театральные пьесы шли нарасхват. В 1969 году Марков начал писать пьесу «Коммунисты» и с согласия спецслужб получил доступ к архивам. По признанию коллег, почерпнутая в них информация повергла его в шок - многие коммунисты, как оказалось, были не идейными борцами за светлое будущее, а классическими подонками, которые не чурались грязи и мерзостей на пути по карьерной лестнице.

Принято считать, что Маркову позволяли говорить и делать то, за что остальные давно бы поплатились головой. Он публично выступил с поддержкой Пражской весны и не был исключен из СБП. Он делился прочитанным в архивах, несмотря на их гриф секретности. Он был чертовски обаятелен и пользовался успехом у женщин - злые языки даже приписывают ему роман с дочерью Тодора Живкова Людмилой. И в какой-то момент он просто переступил красную черту, чего ему не могли простить.




Сначала его работы стали подвергать жесткой цензуре, а постановку по пьесе «Я был им» за явное вольнодумие не включили в репертуар центральной театральной площадки страны. 15 июня 1969 года Марков выехал в Югославию, а оттуда направился к своему брату в Италию. Год спустя он перебрался в Лондон, где несколько лет перебивался случайными заработками, после чего смог устроиться в редакцию вещания на болгарском языке ВВС. Параллельно он продолжал писать очерки и рассказы, среди которых «Заочные репортажи о Болгарии». Они выходили в эфир еженедельно и в них ситуация в Болгарии выставлялась под сильным критическим углом.

При вскрытии в бедре Маркова была обнаружена микроскопическая сфера, выполненная из платины. По мнению следователей, в ней находился яд рицин, который и убил Маркова. Помощь в этом отношении оказал и опальный сотрудник болгарских спецслужб Владимир Костов, заочно осужденный на смерть. Десятью днями ранее на него было совершено такое же покушение в Париже, однако в его случае сфера с рицином после попадания в тело не раскрылась.

Как позже установило следствие, укол зонтиком стал третьей, на этот раз успешной попыткой убийства Маркова. Дополнительную информацию по делу предоставил беглый генерал КГБ Олег Калугин, который в начале 90-ых показал, что зонт и ампулы с ядом были изготовлены на спецобъектах комитета по запросу болгарских спецслужб. Но кто именно отдал приказ убить Маркова и кто его привел в исполнение - неизвестно до сих пор. Следствие и уголовное дело по этому делу не закрыто.

В середине 2000-ых в Софии Маркову был установлен памятник. Расположен он на площади Журналист.




страницы болгарской истории, некулинарное, памятники

Previous post Next post
Up