В моем родном селе свадьбы справляются 7 календарных дней. Вы все верно прочитали. Нет,
Твардица не находится на месторождении нефти и там не живут сплошь рокфеллеры и прочие соросы, хотя у некоторых ребят поползновения к тому присутствуют. Дело в том, что Твардица патриархальное и даже консервативное место. Возможно, именно по этой причине наш диалект болгарского языка хорошо сохранился и по своей фонетике, в отличие от многих других сел, достаточно близок к литераторному болгарскому.
Ну так вот, свадьбы у нас отмечают целую неделю и сначала я расскажу о традициях, которые были в ходу еще каких-то 40 лет назад, во времена когда была сделана эта фотография. На ней мои дедушка и бабушка, дядя и тетя, а также двоюродный брат.
В субботу подружки невесты собирались у нее дома и этот обряд назывался «на дрехи» (существительное «дрехи» со староболгарского переводится как «одежда»). Девушки рассматривали приданое, восхищались нарядами невесты и за ее спиной шушукались до глубокой ночи.
Жених тоже не оставался в стороне - его обряд назывался «бръснене на годеника». Это был своего рода мальчишник, во время которого его друзья символически сбривали ему щетину, ну и выпивали, как водится, попутно развивая теорию пьяного материализма.
На второй день, и это неизменно было воскресенье, проходила сама свадьба. После венчания гости приходили в дом к жениху, ближе к 5 часам вечера. Как правило, это были самые близкие родственники с обеих сторон и всего их набиралось до 80 человек. Рассаживали их в доме, при этом жестко следуя принципу половой и возрастной сегрегации - мужчины от 30 и выше сидели отдельно, для женщин и молодежи также предназначались отдельные столы. Позже, в 70-ые годы, перед домами стали устанавливать общие армейские палатки на 250-300 человек, а уже в 90-ые большая часть празднеств переместилась в ресторан.
Примечательно, что всем гостям при входе на праздник наливали по наперстку водки. Малюсенькому, всего на 20 миллилитров. Ну, особо ретивым и близким могли налить еще наперсток, но не более. Считалось, что если отец жениха израсходовал на свадьбу больше 3 бутылок водки, то он очень серьезно потратился. Нет, у нас не бывает свадеб трезвенников, просто гостям издревле было принято наливать вино и в его количестве ограничений не существовало. По большому счету, мода на крепкие алкогольные напитки пришла в наши края лишь к концу 70-х. Теперь все выглядит иначе, к сожалению. Пьют как кони и мрут как тараканы.
В момент, когда гости рассаживались в доме у жениха, его дружина направлялась в дом невесты забрать ее приданое. И тут перед ними открывались варианты проявить свой воровской талант, ибо тщеславие - один главных из болгарских пороков. Какая связь между этими терминами? Извольте - с приданым, будь то на телегах или в кузове грузовой машины, они возвращались в дом жениха, объезжая все село. Растягивая при этом меха гармошки, надувая волынку и неистово стуча в огромный барабан. Звуки музыки сопровождались громким гиканьем дружины, один из бойцов которой размахивал при этом особым красным флагом, который у нас называется байрак. Заслышав издалека эту катавасию, жители домов улиц, по которым передвигалась процессия, обязательно выбегали поглазеть на шествие дружины. Им, естественно, было интересно посмотреть и на приданое, как-никак болгары мы или кто?
И в свете этого искушения жениховская когорта пыталась украсть из дома невесты все, что плохо лежит. Абсолютно все. Задолго до свадьбы разрабатывался план захвата имущества, будь то очиститель калош от грязи, старая бочка, порванный матрац, измочаленный веник, старый табурет или прочие предметы. Таким образом жителям села в шутку давали понять, что приданое у невесты не самое лучшее, а отец якобы попытался на ней сэкономить.
Отец и братья невесты, благо они сами когда-то проявили себя в качестве дерзких захватчиков чужого добра, формировали из родственников, друзей и прочих сочуствующих отряды болгарской самообороны. Двор зачищался абсолютно от всего, что не было прибито, приварено, прикручено или зацементировано. Часовые стояли буквально на каждом углу, на чердаке, в подвале и хлеву, но эти меры не всегда помогали.
Зная про ожидаемый их отпор, дружиной создавалось несколько атакующих групп. Одна чинно и легально выносила подготовленное приданое, вторая, в самый неподходящий момент, хватала приглянувшиеся им вещи и перекидывала их через забор (п.р. - то, что перекинуто через забор, уже считалось украденным), тогда как третья группа заходила с тылов в сторону свинарника или хлева и старалась отжать или молодого поросенка, или барана. И такая живность считалась самым желанным трофеем дружины и главным поражением обороняющейся стороны.
Иногда между атакующими и обороняющимися случались конфликты. До серьезного мордобоя, правда, не доходило, ибо мы народ мирный, но за грудки друг друга вполне себе хватали и ризы в хлам рвали.
После того как приданое было захвачено (п.р. - получено, украдено), дружина направлялась к дому жениха и торжественно водружала все барахло на пороге. Если же им доставалась живность, они немедленно ее забивали и утром отправлялись куда-нибудь в лес или на озеро ее готовить. Тем временем свадьба пела и плясала, но без фанатизма и не допоздна. Как правило, часам к 2 ночи все расходились сытые, немного пьяные и довольные.
Но спать в эту ночь доводилось далеко не всем. В первую очередь, дружине и побащиму, что произносится как [побаштим], тогда как его супруга именуется у нас помайчима. Они, как правило, лет на 10 старше жениха, являются его двоюродными или троюродными родственниками и выполняют роль директоров-распорядителей свадеб (не путать с крестными и тамадой). Их задача обеспечить логистику, чтобы на столах было полно еды, а в графинах много вина.
Часам к 7 утра побащим наведывался в опочивальню молодых и требовал вынести ему простынь. Естественно, на ней должно быть кровавое пятно. Другой вопрос, что нередко это пятно имело место быть задолго до свадьбы и потому на следующий день жениху приходилось прятать ножевой порез на своей руке.
Как бы там ни было, после этого обряда побащим с дружиной брал бутылку водки, перевязывал ее горлышко красной лентой и направлялся к дому невесты.
Они стучали в ворота, требовали отца семейства и вместе с ним распивали эту бутылку водки. У нас этот ритуал называется «червена ракия», что переводится как «красная водка». И это уже третий день свадьбы, помните?
На вторник выпадает своего рода выходной. Невеста привыкает к новому дому и к родственникам. Пытается не спорить со свекровью. Как правило, удается плохо, ибо она тоже болгарка.
В среду наступает черед ритуала «на геран», иногда также известного как «на боб». Первое название я бы перевел как «выход на колодец», тогда как второе можно обозначить как «бобовое угощение». Итак, в среду новоиспеченную соседку замужние женщины квартала (махалы) выводили к ближайшему колодцу, чтобы формально показать ей откуда можно было бы набрать питьевой воды. Для Буджакской степи 19-ого века это было актуально. Затем они возвращались домой, молодая жена в их присутствии подметала двор, затем каждой соседке поливала водой руки, после чего угощала их фасолью. Почему фасолью, спросите вы? А потому что в нашей традиции среда и пятница считаются постными днями, а фасоль их главное блюдо.
Теперь настал черед четверга. В этот день проводилось «отбуливане». «Було» с болгарского переводится как «фата», а «булка» - это невеста. В этот день собираются исключительно женщины, которые являются родственницами или близкими знакомыми молодоженов. Каждая из них приносит с собой живую курицу, свежеиспеченный хлеб или мешочек муки. Именно в этот день с волос невесты снимают белые цветы, которые символизируют фату. Этим обрядом молодая жена принимается в круг замужних женщин, так как нередко она уже на сносях.
В пятницу молодожены опять отдыхают, а в субботу они вместе с родителями жениха, крестными и побащимом с помайчимой идут в невестин дом. Там их ждет стол, а затем молодожены впервые остаются ночевать в доме родителей невесты. У нас этот обряд называется «повръшки», что можно перевести как «маленькое возвращение».
Все, после него молодая семья считается полноценной ячейкой болгарского общества.
Сегодня эта последовательность практически не соблюдается. Свадьбы, как правило, гуляются в субботу, а «отбуливане» - в воскресенье. Глобализм, что с ним поделать. Про «геран» и «повръшки» тоже вспоминают все реже и реже.
Теперь я, наконец, могу рассказать причину, по которой томил всех своим графоманством. В кулинарной традиции твардицких и не только болгар есть особое блюдо. Оно называется «сватбарска чорба», которое можно позиционировать как свадебный похмельный суп.
Его готовят в нескольких случаях: в доме невесты для друзей жениха-захватчиков, чтобы усыпить их бдительность, в доме жениха для самых близких в день свадьбы и в четверг на «отбуливане». В нынешние дни его варят не столь регламентировано и все знают, что на следующее утро после свадьбы в доме у жениха всегда будет такой суп. Поэтому, можно как бы невзначай наведаться к родственникам, узнать не надо ли чего и заодно захомячить пару тарелок супа.
Итак, ТТХ. Туша барана, от которого в суп пойдут ребра, позвоночник, шея и лопатка. Задние ноги лучше приберечь для запекания.
Нарубаем мясо и кости на порционные куски, укладываем их в казан с холодной водой. Доводим до кипения, снимаем пену.
Варим час или около того. Затем вводим промытые кишки и требуху.
Черед томатов и лука. Я их нарезаю мелко. Барбов-старший кладет их целиком и дает им развариться. Я с этим приемом не согласен, но на то и я младший, чтобы молчать себе в тряпочку. Да, у болгар так. Не только у карачаевцев, чьи крови тоже во мне текут.
Затем закладываем крупно порезанную морковь
Минут через 15 вводим сладкий болгарский перец. Да, в бутылке у меня отрубной квас, а в стакане белое вино.
Еще минут через 15 можно заложить картофель
Когда уже почти все готово, закладываем домашней лапши и зелени.
Домашней паприки для цвета
Затем наливаем в казан литр домашнего отрубного кислого кваса, доводим до кипения и убираем угли. Все. Даем настояться ночь. Утром разогреваем.
Это чудодейственный эликсир, уверяю. Моя покойная бабушка Зоя Гитчеевна, после того как она посетила свадьбу своей дочери Татьяны (моей мамы) у нас в Твардице, с недоумением говорила затем своей сестре Лизе: «Ты представляешь, они не только кишки в суп кладут, но и подают его прокисшим».
Да, эти слова были сказаны в день бракосочетания этих двух личностей. Моих родителей.
А это они сегодня. Дай им Бог здоровья.
З.Ы. Болгарскую ракию мы тоже очень уважаем. Но не брезговать же виски, в самом деле.