Впервые за почти два года катания на машине таки хорошо засел в бездорожье. До этого до лопаты доходило только два раза зимой, причём в собственном дворе (и с не работающей блокировкой заднего дифференциала).
Поехали по богом забытой просеке в ночи. Злую шутку сыграло то, что по этой просеке я уже несколько раз ездил, причём осенью, в не самую сухую погоду, но без каких либо проблем вообще. Но нереальное количество сильных дождей в этом году всё поменяло и в какой-то момент машинка сказала вжжжжж и дальше не поехала. Открыв дверь я увидел трясину по порог, т.е. почти по колено.
Конечно отдельную роль сыграло отсутствие опыта езды по подобному бездорожью в таких условиях, но в эту ночь опыта было получено сполна. Я понял зачем нужны силовые пороги на машине, понял зачем нужен хайджек (длинный реечный домкрат), силовые бамперы и, конечно, самое главное - лебёдка. Но всего этого у нас не было, а машина в трясине была, причём до трактора идти было очень не близко, да и какой трактор среди ночи, да и вообще не хотелось.
Первые попытки подпихнуть брёвна под колёса и выехать своим ходом ожидаемо закончились ничем. Хотя нет, мы закопались ещё чуть глубже и сели запаской (висит снизу сзади) на грунт.
После долгих раздумий было решено попробовать поднять одно из самых доступных колёс домкратом и подложить под него брёвна. Домкрат у нас был штатный и тут огромное спасибо мицубиси, домкрат этот офигенен - гидравлический, да ещё и телескопический, с очень большим ходом штока. Фото из сети:
Но таким домкратом не поднять за колесо. Поднимать кузов им бессмысленно, ибо ходы подвески также огромные и колесо так и останется в трясине, не поднявшись. Поэтому нужно поднимать за рычаги спереди или за мост сзади, а находятся они глубоко под машиной, куда надо докопаться. А там мокрая земля с корнями и травой, которая не копается от слова совсем. Но делать нечего. Пришлось копать, глубоко, ибо машина рычагами почти сидела, с позволения сказать на ... грунте. Под домкрат также были подложены толстые ветки, так чтобы он не слишком весело уходил в трясину. Сработало - смогли поднять правое переднее колесо и подложить под него кучу брёвен. Фото не в тему, просто общий вид, особо не до фоток было.
После этого появился чуть более лучший доступ к рычагу левого переднего колеса, которое тем не менее было гораздо глубже в воде, чем правое. Вообще вся эта вода - это не просто лужа, а ручей, пересекающий просеку и разлившийся по ней. Проведя небольшие мелиоративные работы, мы смогли спустить сантиметров на 6-8 уровень этой воды, что немного улучшило ситуацию, однако с левой стороны домкрат всё равно пришлось ставить фактически под воду (сначала также под водой выкопав ямку и подложив брёвна. Сработало, хотя и не полностью - в какой-то момент правое, уже поставленное на брёвна колесо начало съезжать вбок вместе с машиной, так что пришллось остановить подъём и подкладывать ветки как есть. После того как поднялся перед машины, удалось поднять и правое заднее колесо. А вот левое заднее было абсолютно безнадёжно:
Оставалось только раскопать перед ним трясину и положить туда веток, которые неуклонно пытались всплыть.
Итак, прошло несколько часов, три колеса стоят на толстых ветках, одно закопано в болоте, пробуем выехать и да, получилось! Хотя это как-то слишком просто звучит, мол выехали и всё. По факту долго выезжали в раскачку, туда-сюда очень много раз, но каждый раз давал несколько дополнительных сантиметров хода. Ребята помогали, толкая машину сзади, хотя не знаю, насколько это вообще помогло, эту двухтонную дуру даже на ровном асфальте не так просто толкнуть.
Проехал несколько метров по инерции и ... сел опять. Но на этот раз ситуация была сильно лучше - сели сильно выше уровня воды и хотя бы можно было подкопаться со всех сторон. Сел я на пересечении того самого ручья, который промыл себе глубокую канаву. Ну тут уже по отработанной технологии стали копать, домкратить и подкладывать брёвна. Не смотря на кажущуюся простоту этого случая, по сравнению с предыдущим, убили много времени и выехать оказалось не так просто.
Самое смешное, что я только в этом месте вспомнил, что колёса то надо травить на бездорожье: опять сказался небольшой опыт в подобных делах. Стравил давление во всех колёсах до 1 атмосферы и жизнь сразу наладилась, машина стала вести себя сильно по-другому. Не сказать, что она превратилась в вездеход сразу же, но выехать стало явно гораздо легче.
Дальше поехали уже внимательно просматривая дорогу. Несколько топких мест прошли ходом. Но в через километр дошли до очередной топи, где неминуемо бы засели. Стало ясно, что дальше не проедем. Решаю разворачиваться и ... опять сажусь.
Я, конечно, посмотрел где разворачиваться и убедился, что там вроде бы неплохой грунт, но он оказался очень коварным. После всех ливней последних месяцев, он настолько напитался водой, что стал вязким и стоило машине чуть-чуть забуксовать, как она сразу закапывалась в него, фактически на ровном месте.
Тем временем светало))
Не смотря на отсутствие ручья и болота, это место тоже добавило хлопот, пришлось опять домкратить, подкладывать брёвна. Пришлось даже спилить дерево под корень, которое мешало сдать назад.
Но наконец-то выехали и смогли поехать в обратную сторону. Но обратно нам надо было опять преодолевать то болото, в котором мы засели в самый первый раз. А садиться ещё раз под утро не хотелось никому совершенно, к этому моменту мы уже все очень сильно устали и вымотались. Поэтому решили строить гать - дорогу из брёвен. Оказалось для этого процесса есть даже специальное слово: гатить.
Сушняка в округе было неограниченное количество - принялись ходить, искать поваленные деревья и крупные ветки и таскать их в проблемное место. Просто ходить по лесу с брёвнами было куда приятнее, чем копать под водой, скажу я вам, можно сказать почти отдых. Наверное где-то за час гать была построена.
И сработала она отлично! Проехать это место удалось вообще без каких либо проблем.
Click to view
На этом приключения в общем-то и закончились, выехать с просеки смогли без проблем, впереди ждала только долгая дорога домой и московские утренние пробки.
Перед поездкой я всех предупредил: комаров будет много. Но я не догадывался, НАСКОЛЬКО много и сколько нам с ними придётся взаимодействовать. Вот у кого там был праздник, так это у них!
Лучше всего их количество передаёт это видео:
Click to view
А это я уже на следующий день в районе вентилятора обнаружил, натянуло :)
В какой-то момент их почти перестаёшь замечать. Искусали знатно, не смотря на репелленты. Верх кистей рук пострадал больше всего и вот уже второй день сильно раздражён, думаю туда пришлось не менее сотни укусов.
Опыт получен колоссальный. Я понял, что я точно не люблю покатушки по подобному бездорожью, как таковые. Знаю народ специально ездит покопаться в таком, но что-то не. Доехать куда-то в конкретное место и помесить грязь ради этого - понимаю, а вот месить грязь как самоцель - нет. Впрочем, вероятно, если ехать не одной машиной и с хорошей подготовкой со всем оборудованием и обвесом и неограниченными финансами, то можно и повеселиться, участвуя в таком. Это мнение относится, конечно, к подобным трясинам, глине и земле. Опыт каменистого бездорожья, меня, напротив очень порадовал на Кавказе. Хотя там намного более страшно чем тут, но и интереснее.
Хотя у меня и нет лебёдки, некая совсем минимальная подготовка у меня была: полноценная хорошая лопата, домкрат, цепная пила. Без этих трёх предметов мы бы сами не вылезли бы точно.
Ставить ли лебёдку на машину - вопрос. С одной стороны после таких приключений хочется, конечно, с ней бы весь этот ночной треш превратился бы в лёгкое развлечение. С другой стороны понадобилась бы она мне сейчас четвёртый раз за два года и первый раз действительно очень сильно, а установленная на машине будет перевешивать морду вниз на 50 кг, заслонять радиаторы, и потенциально вызывать проблемы с гайцами, не говоря о бюджете установки около 50-60к. Может быть рассмотрю вариант хорошей ручной лебёдки, для таких вот редких случаев.
И да, совсем забыл сказать про машину. Показала она себя очень хорошо. Наличие межосевой блокировки и, главное блокировки заднего дифференциала безусловно сыграли ключевую роль, без них выехать не получилось бы однозначно. Жаль, только, нет блокировки в переднем дифференциале, с ней вероятно было бы проще. Ну а лучше всего говорит то, что засел я так первый раз на ней, при том что вообще-то довольно много ездил по весьма плохим дорогам, бездорожью лесам и даже под землёй. Но нынешняя распутица оказалась слишком серьёзна.
Всем хороших дорог! :)