Абзетцер

Sep 21, 2018 18:37

Покупка собственного японского трактора открыла множество возможностей для путешествий в те места, куда без машины добраться либо вообще нельзя, либо настолько трудно и времязатратно, что теряется весь смысл. Одно из таких мест - Лопатинский карьер под Воскресенском.

Отчетов про этот карьер написано уже огромное количество, но место оказалось настолько красивым, атмосферным и дружелюбным, что я решил написать еще один :)



Съездить сюда я хотел уже много лет. Это место я воспринимаю практически как заповедник - это пожалуй последнее место в московском регионе где ведутся сравнительно серьезные горные работы, да еще и интересной техникой. А горное дело и горная техника - одна из вещей, которые я очень люблю!

Находится карьер под Воскресенском. Раньше в этих краях добывали фосфатосодержащую породу для производства минеральных удобрений, но сейчас добыча уже не ведется. Большинство карьеров было заброшено, техника распилена. Однако, один карьер действует до сих пор, правда добывают в нем уже обычный песок. туда мы и направились.

Дорога до карьера начинается в Воскресенске, проходит через деревню и идет до КПП. Дорога грунтовая, разбитая, но вполне проезжабельная даже для легковушки, во всяком случае в сухую погоду. Основной заезд на карьер - через КПП, но по разной информации через КПП могут пустить за деньги, а могут и не пустить совсем. Я решил это не проверять, а сразу поехать в объезд, благо есть аж две дороги через лес, правда на обоих в конце ранее были сделаны препятствия для проезда, если верить викимапии. До первой дороги добрались без особых приключений, правда путь пролегал уже по весьма убитой гати - бревенчатой дороге вдоль ЛЭП. Однако в конце оказалась свежая гора земли. Теоретически ее можно было бы раскопать лопатой за час два и спокойно проехать, но было решено сначала попробовать проехать по второй дороге.

Доехали до второй дороги все по той же гати, свернули на нее и поняли, что она в весьма печальном состоянии - типичная для наших краев убитая грунтовка - лужи, глина, глубоченные колеи. Тут я впервые попал в относительно серьезное внедорожье на машинке. Пришло время набираться опыта :)

В начале шло все неплохо, машина шла весьма хорошо, даже по довольно опасным на вид глиняным ямам. Управление в таких условиях не имеет ничего общего с управлением машиной на асфальте.



Но в какой-то момент доехали до места, которое уже вызывало сомнения в легкости прохождения и сомнения оказались оправданными - проехать ходом не получилось и машинка немножко засела :)

На фото только начало плохого участка, а дальше было не до фото...



В какой-то момент все стало довольно печально и я даже подумал что может быть таки придется идти за трактором копать, подкладывать бревна и т.п. Но нам повезло. Дело в том, что со времен покупки на машинке не работал датчик включения межосевой блокировки (сама блокировка работала). Все бы ничего, но пока блок управления трансмиссией думает, что не включилась межосевая блокировка - он не дает включить блокировку заднего моста. А без нее происходит ровно то, что произошло - одно заднее колесо висит в яме и свободно вращается, а второе стоит на месте и не крутится, машина становится беспомощной. Заменить этот датчик я уже собираюсь месяц, проблема в том, что долезть до него очень сложно, я даже подготовил специальный ключ, чтобы его снять, но не успел это сделать. И вот машина не едет ни туда ни сюда, я смотрю на приборную панель и о чудо, вижу, что индикация блокировки заработала - значит датчик таки сработал. Датчик там - самый обычный механический концевик в раздаточной коробке, со временем они закисают немного, особенно если не использовать все режимы раздатки. Видать таки разработался, может быть дополнительные нагрузки в бездорожье сказалась. На радостях включаю заднюю блокировку и машина поперла вперед без особых проблем, как будто ничего и не было.

Дальше правда все равно пришлось тяжело, но мы проехали :)

Вскоре выехали на дорогу, которая идет уже по территории самого карьера. Там уже был очень приятный для передвижения песочек. Проезжаем немного и вдалеке показываются огромные машины - то, ради чего мы сюда и приехали.



Подъезжаем прям к первой из них - абзетцеру и паркуемся рядом.



Агрегат этот производит впечатление - железка огромных размеров (хотя бывают и побольше существенно). Название TAKRAF ERs 710, почему-то мне очень нравится, как и общий вид машины.

На балкончике появляется несколько мужиков и интересуются зачем приехали. Говорим, что посмотреть.
-Посмотреть или на экскурсию? - кричат нам с мостика
-Ну можно и на экскурсию =)

После этого - весьма колоритный электромеханик за совершенно символическую сумму провел нам экскурсию по машине.

Передвигается абзетцер за счет огромных гусениц высотой выше меня. Одна из них закреплена неподвижно, две другие могут поворачиваться, таким образом абзетцер может поворачивать при езде. Радиус поворота - всего 180 метров.



Внутри я не фотографировал, так как в отчетах читал, что рабочие просят не фотографировать, хотя есть много старых фото в сети изнутри. Впрочем нас не фотографировать не просили. Показали нам буквально все. Сам агрегат разбит на несколько этажей. Питается напряжением 6 киловольт по кабелю. Для кабеля есть специальный барабан, с которого этот кабель разматывается при езде и укладывается на землю.



Работает все на электромоторах, небольшая часть - на гидравлике и пневматике. Внутри есть помещение щитовой, занимающее почти целый этаж - там организован ввод 6кВ, трансформатор низкого напряжения, вся логика управления на реле, реле времени, каких-то непонятных приборах с колбами ртути и т.п. Построена машина в 80-х.

Внутри помещений огромное количество электромоторов, которые управляют и двигают буквально всеми частями абзетцера. Кроме того солидное место занимает система мотор-генератор, для преобразования напряжений и частот.



Доведя до последнего этажа, наш экскурсовод видимо сам утомился экскурсией и предложил нам продолжить изучение самостоятельно - а именно залезть на крышу. А также сказал, что минут через 15 будет состав.



Состав - это поезд, который приезжает примерно раз в два часа. Пока поезда нет - машина стоит, люди отдыхают. Но вот появляется тепловоз с вереницей вагонов, который едет очень неспешно и машина начинает оживать. Запускают мотор-генератор, запускают всякие насосы, то тут то там начинает что-то крутиться, появляется легкая вибрация на корпусе. В какой-то момент машина начинает двигаться. Все это мы имели удовольствие наблюдать с крыши - ощущения непередаваемые!



У абзетцера есть погрузочная стрела с конвейером:



Состав подъезжает к абзетцеру, тот начинает вращать стрелу так, чтобы она оказалась над вагонами.



После чего запускается цепь с ковшами:



Цепь находится на многозвенной стреле, которая подвешена на несколько рам за тросы. Каждая из рам имеет независимый привод с помощью лебедки, таким образом форма стрелы может меняться в широких пределах и сама стрела может подниматься-опускаться.



Надо сказать, что работает эта махина с очень крутыми звуками - постоянно что-то скрипит, громыхает, вибрирует, крутится - когда стоишь рядом ощущения покруче чем любые спецэффекты в самых крутых кинотеатрах на самых крутых фильмах :)



Стрела с ковшами двигается влево-вправо, покрывая определенный сектор, при этом постепенно опускается. Таким образом вырабатывается слой песка, если не ошибаюсь мощностью 11 метров. Ковши загребают песок, он подается наверх в машину, где падает на вращающийся круг, поворачивается вокруг оси и пересыпается на ленту, которая идет на погрузочную стрелу, откуда напрямую засыпается в вагоны.



Весь состав, состоящий из 11 вагонов загружается минут за двадцать - достаточно таки быстро. После этого одна за одной останавливаются лебедки, цепи, лента, машина выключается и наступает практически полная тишина.

Идем дальше вдоль железной дороги и доходим до агрегата, который нужен для того, чтобы сдвигать путь вбок. Ведь при разработке песка абзетцер проходит линию за линией и путь постоянно надо отодвигать. Под машиной есть гусеницы для езды "вбок" и специальные захваты для рельс.



Вскоре и без того не самый ровный путь заканчивается живописным изгибом. Кстати шпалы тут не обычные - а металлические, пустотелые.



В конце пути нас встречает еще один огромный агрегат шагающий экскаватор ЭШ - 1170, он же драглайн.



В данном месте они используется для снятия вскрыши - слоя земли и глины мощностью 2-3 метра, покрывающей песок. После него уже работает абзетцер. Принцип работы драглайна предельно простой - у него есть ковш, который волоком тащат по земле, при этом он набирает в себя грунт. Управляя двумя лебедками ковш передвигают на себя, загребают грунт, поворачивают стрелу экскаватора и высыпают в то место, где песок уже выбран абзетцером. Потом все повторяют.



Шагающим экскаватор назван не просто так - он действительно шагает. У него нет гусениц, а есть две огромные "лапы". Скорость передвижения, конечно небольшая, но большая ему и не нужна.



В момент нашего посещения экскаватор не работал и рядом никого не было, так что мы устроили себе небольшую экскурсию сами. Внутри он выглядит попроще абзетцера - по сути это огромный ангар, в котором собрано все необходимое оборудование - моторы, лебедки, масляная система, опять же мотор-генераторы. Питается это все также от 6 кВ по кабелю.



Из кабины управления открывается хороший вид на стрелу и абзетцер :)
Порадовали рычаги и педали управления - все натерто до блеска и очень легко двигается. Управление судя по всему очень простое - справа и слева рычаги, которые видимо управляют лебедками, под ногами педали двигающиеся в противофазе, как в самолете, вероятно для поворота влево-вправо.



Не упустили возможность подняться на стрелу. Высота там очень ощутимая, метров 60 думаю есть.



Со стрелы открываются прекрасные виды. На фото ниже виден участок вырубки - сюда дальше будет расти карьер. Если посмотреть еще ниже, то можно увидеть следы работы драглайна - снятый слой глины по кругу, очень наглядно.



Разумеется отсюда открывается прекрасный вид и на абзетцер и на весь карьер в целом. Надо отметить, что подобная картина крайне нехарактерна для московской области, но совершенно не впечатлит, например, уральцев :)

Вдалеке можно заметить белую гору - это отвал фосфогипса - результат работы завода по производству удобрений в Воскресенске. Опять же, весьма нехарактерная картина для подмосковья.



Возвращаемся к абзетцеру. Нам повезло и ближе к вечеру мы застали момент, когда абзетцер закончил вырабатывать очередной "сегмент" песка (происходит это по нашим прикидкам раз в несколько дней, судя по скорости работы). После этого, скрепя канатами машинисты очень медленно подняли стрелу и эта махина сдвинулась с места на своих гусеницах. Неспешно, конечно, но куда ей торопиться?





Тем временем дело шло к закату и как ни печально, но пришлось собираться и уезжать из этого места, после нескольких часов пребывания.

Делаю пару фотографий машинки на фоне техники на память в лучах закатного солнца и выезжаем в сторону КПП.





На обратном пути решили не рисковать и не ехать по плохой дороге, а попробовать выехать через КПП. На КПП нас встретили собачки и добродушный дяденька, который без проблем выпустил нас через шлагбаум.

Несмотря на то, что я видел много раз отчеты из этого места, посещение меня впечатлило. Очень впечатлила доброжелательная меланхоличность работников - прямо таки какой-то синдром антивахтера. Надеюсь так будет и впредь. Печальная сторона в том, что судьба этой техники предопределена, скорее всего ее точно также распилят на металл через какое-то время и вряд ли очень большое. Но, пока она работает и это радует.

Путешествия, pajero sport, Автомобильное, Железнодорожное, Рудник, Природа

Previous post Next post
Up