Большинство канализационных коллекторов в Москве - самотечные и проходят вдоль естественных русел рек и ручьев. Однако, существует некоторое количество напорных труб канализации, которые могут проходить уже по любому рельефу. В напорные трубы канализационные стоки закачиваются с помощью насосов, установленных на канализационно насосных станциях (КНС). Я уже достаточно подробно рассказывал про эту систему в
посте про крупнейшую в Москве и Европе канализационно насосную станцию - Центральную. На этот раз расскажу про сравнительно небольшую, но примечательную КНС в Парке Горького.
В 30х годах канализационная сеть Москвы активно расширялась и был построен ряд насосных станций, в том числе самая старая из действующих на текущий момент КНС ЦПКиО. Надо сказать, что прямого отношения к парку эта станция не имеет, просто она находится на его территории. Строил КНС трест Мосочиствод. На тот момент опыта строительства подобных сооружений не было, поэтому руководство треста попросило Хрущева, бывшего тогда первым секретарем Московского областного комитета (аналог нынешнего правительства Москвы) отправить заграницу группу инженеров, для получения опыта у западных коллег. Примечательно, что в том обращении станция в ЦПКиО не только отдельно упоминается среди других, но и также предлагается сделать ее местом проведения экскурсий :)
На экскурсию мы и направимся!
В 2017 году станции исполнилось 80 лет. Такой почтенный возраст требовал реконструкции, и она была проведена. Далее я буду показывать современные фотографии и исторические.
Снаружи станция выглядит как сравнительно небольшой желтый домик. Принадлежность к канализации выдает привод задвижки одного из каналов, торчащий перед ним. На эту станцию стекаются в основном стоки из района Хамовники, также из первой градской больницы и, конечно, из самого парка. Несмотря на сравнительно скромные размеры - эта станция является крайне важной и обслуживает множество важных объектов в центре Москвы.
Большая часть здания внутри представляет собой пустой зал.
Так он выглядит после реконструкции. А еще недавно он выглядел вот так:
В нем стояли моторы приводящие в движение роторы насосов, стоящих под ними. Но об этом чуть позже.
В полу зала остался небольшой проем, через который можно заглянуть вниз. Как вы уже, наверное, догадались - большая часть станции находится под землей, в то время как над землей возвышается лишь небольшая часть сооружения.
Спускаемся на три этажа вниз и попадаем в грабельное отделение. Именно сюда, по самотечным каналам притекают сточные воды.
Раньше тут стояли наклонные решетки, необходимые для того, чтобы отсеивать крупный мусор, который попадая в насос может его повредить. Вот под этими серыми люками и находятся два канала около метра шириной, по которым течет канализационная вода.
Решетки чистили вручную. Был специальный человек, который доставал скопившийся мусор и складывал его на конвейер дробилки.
Дробилка измельчала мусор и после этого, он, уже не представляющий опасности для насосов, сбрасывался обратно в канал.
Хотя при реконструкции станции дробилку и оставили, на всякий случай, сейчас ее не используют. Новые дробилки были установлены непосредственно в сами каналы, что позволило минимизировать не самую приятную ручную работу.
Кстати, дробилки - "умные". Схема определяет нагрузку на дробилку и если она слишком большая - начинает вращать ее в обратную сторону, тем самым предотвращая заклинивание.
После очистки от крупного мусора сточная вода попадает в приемный резервуар. Сейчас над ним перекрытие и сверху он выглядит так:
Раньше же он выглядел так:
Видны заборные трубы внутри резервуара, идущие к насосам:
Из грабельного отделения поднимаемся опять на поверхность. Попасть в соседнее, насосное отделение можно только через поверхность - это типовая схема канализационных станций - вероятно сделанная на случай аварийных ситуаций, и затопления части станции. Опять спускаемся вниз на три этажа и оказываемся около насосов.
Какой отчет без шильдика с мотора? :)
Сейчас на станции установлены погружные насосы. При этом они не находятся в жидкости, но судя по внешнему виду вполне герметичны. И это принципиальное отличие от той системы, которая была до реконструкции. В те времена насосы также были установлены внизу, на уровне приемного резервуара станции, а вот моторы, приводящие эти насосы в движение стояли на поверхности земли (см. фото в начале поста). Таким образом, в случае аварии и затопления нижних уровней станции моторы были в безопасности. Аналогичная схема применяется и на многих других насосных станциях - например на выше упомянутой
Центральной, а также на станциях водоподготовки, например
Рублевской.
Любопытно, что все КНС Мосводоканала делятся на две большие категории и деление это, на первый взгляд может показаться странным и непонятным, ведь две категории - это высоковольтные и низковольтные канализационно насосные станции. На первых установлены мощные высоковольтные моторы с питанием 10 кВ. Это большие станции и их в Москве, если мне не изменяет память около 10-15. Остальные станции низковольтные - на них моторы питаются от более привычной на бытовом уровне сети - 380 В. Таких станций больше ста. КНС ЦПКиО относится к низковольтным станциям и в целом довольно скромная по размерам. Проектная производительность 100 тысяч кубов в сутки (Центральная - миллион).
Кстати, изначально на станции были установлены немецкие насосы, которые проработали 80 лет!
А моторы питались каким-то нестандартным напряжением, что требовало экзотических по нынешним меркам трансформаторов.
А вот и историческое фото насосов. На фото видны фермы, которые соединяли насосы стоящие внизу с моторами стоящими наверху. Внутри ферм проходил вал.
Поднимемся на уровень выше, откуда видно все пять моторов с насосами и группу задвижек.
Еще недавно, до реконструкции это место выглядело так:
Хорошо видны фермы с валами внутри. Как рассказали на станции - подобное взаимное расположение насосов и моторов доставляло много проблем. При длине вала 12 метров (если мне не изменяет память) - требовалась очень точная взаимная установка моторов и насосов, что могли сделать только высококвалифицированные механики.
Еще пара исторических фото:
После насосов трубы поднимаются наверх и проходят в специальное помещение, откуда уже выходят за пределы станции - в город. Нужно отметить, что сейчас все задвижки на всех трубах на станции с электроприводами. Более того, все они управляются дистанционно не только оператором на станции, но и из
единого центра управления КНС Мосводоканала (см. в конце).
Раньше эти задвижки выглядели так:
Прежде на станции постоянно дежурило несколько человек обслуживающего персонала. Сейчас КНС сделана полностью автоматической и управляется дистанционно. Хотя, на первое время в ней все-таки дежурит один оператор, просто следящий за тем, чтобы все было в порядке. Рабочее место мало чем отличается от рабочего места обычного офисного работника:
Раньше, конечно, все выглядело несколько эстетичнее:
Подпись под фото: На 17 насосных станциях оборудованы помещения, изолированные от производственных шумов, с выводом в них щита сигнализации (1972 г.)
Все исторические фотографии и фото до реконструкции предоставлены Мосводоканалом. Выражаю огромную признательность Пресс-службе Мосводоканала за организацию экскурсии, а работникам других служб за ее проведение и интересный рассказ.
Другие мои посты по теме:
Канализация и водопровод:
●
Центральная канализационная насосная станция Москвы●
Интернет через канализацию●
Загородный канал●
Прочистка и инспекция канализационных труб●
Курьяновские очистные сооружения●
Люберецкие очистные сооружения - как очищают сточные воды Москвы и борются с запахами●
Рублевская станция водоподготовки●
Рублевский гидроузел и водозаборная станция●
Западная станция водоподготовки●
Восточная водопроводная станция●
Юго-Западная водопроводная станция Москвы● История московского водопровода
часть 1,
часть 2●
Екатерининский водопровод - подземная галерея●
Кирпич галереи Екатерининского водопровода●
Третий мытищинский водопровод - фото, чертежи, документы