Поход по побережью Баренцева моря. День 1. Лиинахамари. Старая немецкая дорога. Круги.

Aug 28, 2017 12:01

В Москве наступила хмурая осенняя погода и сразу же вызвала массу ностальгических воспоминаний о дальних путешествиях. К сожалению сейчас отправиться в подобное путешествие из-за огромного количества проектов нет никакой возможности, поэтому я решил хоть как-то исправить это досадное положение и наконец-то написать про былые похождения на крайнем севере.




Впервые на полуострове Немецком, находящемся недалеко от поселка Лиинахамари я оказался в августе 2012 года, можно сказать почти случайно. Тогда я на нем провел около недели и немного разведал окрестности. Ровно через год я туда вернулся с tuman_bl4, чтобы в формате пешего похода пройти по побережью Баренцева моря и посмотреть повнимательнее на разные интересные места в округе.

Поселок Лиинахамари находится далеко за полярным кругом - на северном побережье Кольского полуострова, на берегу Печенгского залива. Это практически самая северная материковая точка западной части России.



К тому моменту, как мы оказались в Мурманске мы провели уже немало времени на Кольском полуострове. Прибыв в Мурманск на автобусе мы сразу же помчались к местным пограничникам, получили нужные бумаги и сели на другой автобус до города Заполярный, что находится на западе полуострова, недалеко от границы с Норвегией. После нескольких часов дороги мы вышли, немного не доезжая до Заполярного - на повороте на Печенгу. Там мы дошли до остановки и стали дожидаться третьего за день для нас автобуса уже до Лиинахамари, откуда и начинался наш пеший маршрут.

Тут надо отметить, что попасть в Лиинахамари просто так нельзя. Поселок находится в погранзоне, куда нужно получать пропуск заранее. Именно ради пропуска мы в Мурманске и ходили в местный отдел пограничников. Процесс получения пропуска не быстрый (хотя может быть за последние годы что-то изменилось) и начинать его нужно месяца за 2-3. Вероятно поэтому Лиинахамари и окрестности не пользуются особой популярностью у туристов, в отличие, например, от недалеко расположенных полуострова Среднего и Рыбачего, куда нынче ездить очень популярно, не говоря уже о ставшей попсовой Териберке на том же Кольском полуострове. Тем не менее, места там очень красивые, интересные и дикие.

Дождавшись в Печенге автобуса до Лиинахамари, который ходит три раза в день, мы в него загрузились. Дорога шла мимо военных баз и мимо красивых скал. Доехали до КПП. Зашел колоритный пограничник. И пошел по салону, ничего не проверяя, но пристально всматриваясь в лица всех пассажиров - местных жителей, в большинстве преклонного возраста. Мы сидели в самом конце и явно выделялись, будучи молодыми, в походной одежде и с большими рюкзаками. Когда пограничник подошел к нам мы молча протянули ему пропуска в виде бумажки А4, он также молча на них взглянул, вернул и удалился из автобуса. А мы поехали дальше. Ехать было недолго. Вышли мы за несколько сотен метров до конечной остановки автобуса - там начиналась наша дорога. Там же было и озеро, которое я хотел посмотреть. За год до этого, мы его проехали без остановки на закате и выглядело оно потрясающе красиво. Но в этот раз погода была хмурая и озеро не произвело особого впечатления.



Сразу за озером виднеется несколько пятиэтажек - это и есть поселок Лиинахамари. В военные и послевоенные годы он играл весьма важную роль, однако со временем, как и сотни других поселков и городов на крайнем севере пришел в упадок.



Заброшенные пятиэтажки, заброшенные магазины, облупившаяся краска - типичный вид многих северных городков.



Наш автобус развернулся и приготовился ехать в Заполярный, ведь дальше дороги просто нет, ну а мы не стали особо гулять по поселку и почти сразу выдвинулись по дороге в сторону моря. Лиинахамари находится на берегу Печенгского залива и до открытого моря от него несколько километров. Через сопки идет старая немецкая дорога, по которой можно дойти до моря. О самой дороге я раскажу чуть позже.

Тут то наш шестидневный автономный пеший поход и начался.Сложно передать то прекрасное волнительное ощущение, когда ты делаешь первые шаги, но иначе как приятным и радостным его не назвать.



Мы прошли всего навсего чуть больше километра, и начали встречать первые же достопримечательности. Прямо с дороги виднеется взорванная скала и темнеющий проход в подземелье.



Подходим ближе и видим очень старую металлическую перегородку, на которой когда-то видимо была бронедверь.



Внутри обнаруживается небольшая скальная выработка со следами от шпуров в торцевой стене.



Сыро и холодно. На полу остатки деревянного настила.



Вылезаем наружу и отправляемся дальше по дороге. Вскоре дорога раздваивается и направо вверх уходит боковое ответвление. Направляемся по нему, делаем петлю и выходим наверх той самой скалы, в которой сделан небольшой тоннель. Перед нами открывается вид на большое углубление в скале, заполненное водой. Попробуйте найти человека.



Ходя вокруг этого небольшого озера иногда можно увидеть, что под водой скрывается что-то круглое. Находим наиболее удачный ракурс и да - под водой отчетливо проявляются огромные бетонные круги. Надо сказать, что выглядит это все совершенно фантастически и нереально. Но нам пора двигаться дальше. Возвращаемся на основную дорогу и через пару сотен метров вновь сворачиваем на ответвление. Тут перед нами предстает аналогичная конструкция, но уже в менее затопленном состоянии (на заднем фоне - фермы для разведения рыбы в Печенгском заливе).



В сети можно найти немало информации про эти круги. В очень многих источниках утверждается, что это посадочные места для немецких летающих тарелок.



Причем утверждается на полном серьезе. Во времена войны немцы действительно занимали эти места (а вот Мурманск так и не взяли). Но, конечно, рассказы про летающие тарелки - полная чушь. Эти круги были предназначены для установки мощных артиллерийских орудий, которые находясь на этих сопках могли обстреливать обширные территории вокруг, в том числе Печенгский залив, имевший важнейшее военное значение.



Пример орудия с другой батареи. Черты бетонных кругов хорошо угадываются.



Около каждого орудия были выкопаны служебные подземные тоннели и построены доты.



Но работа не была завершена. Орудия так никогда и не были поставлены. Война немцами была проиграна. А бетонные сооружения стоят до сих пор в визуально очень неплохом состоянии.

Выдвигаемся дальше по основной дороге и натыкаемся на очередную небольшую закопушку, которая говорит нам о том, что мы дошли до очередного бетонного круга.



Этот круг оказывается также скрытым под слоем воды и порой почти невидным.



Но, правильный угол обзора и поляризационный фильтр спасают ситуацию и мы можем вновь увидеть зловещую конструкцию под водой.



С этой площадки также открывается неплохой вид на Печенгский залив.





А также на озеро Кянтеярви, мимо которого нам предстоит пройти. Озеро по совместительству является источником чистой пресной воды для Лиинахамари. Вдали же виден перевал дороги между сопок, через который мы тоже пойдем, но уже сегодня.



Возвращаемся на основную дорогу и идем на последний, четвертый, бетонный круг.



Он находится прямо у дороги и из всех четырех - в наиболее достроенном состоянии.



В нем построена не только центральная часть, но и наружнее бетонное кольцо, а также забетонирована довольно большая площадка вокруг.



Размер сооружения, конечно внушает. Хмурая погода придает какой-то особой суровости этим местам - прохладный ветерок, ледяная вода, шершавый бетон, полная безлюдность и совершенно не привычная природа вокруг. И, главное, ощущение похода - ты выдвигаешься в дальнюю дорогу и ближайшие дни будешь наедине с этими скалами, с погодой, с природой. В общем дух захватывает!



Между тем время двигалось к вечеру, начался мелкий дождь и перспективы погоды были не очень ясные, а мы уже прилично утомились, так как вставали в этот день около пяти утра, да и пришлось проделать путь около 350 километров на перекладных. Поэтому было решено вставать на стоянку, прям тут, тем более имелась идеально ровная бетонная площадка. Поставили палатку:



Я налегке отправился за водой к ближайшему небольшому озерцу, чуть дальше и ниже по дороге. Спешить было уже некуда и можно было начать наслаждаться окружающей природой, сойдя с дороги. Среди зарослей сразу обнаружился огромный гриб.



Жаль я не особый фанат грибов, потому что попадались они нам все последующие дни в огромных количествах повсеместно. Там же рядом на камушке, в окружении водяники росла еще пара симпатичных грибов:



Позже, отойдя по естественным делам чуть в сторону от стоянки, я совершенно случайно наткнулся в зарослях на бетонный дот.



Подобных дотов в тех краях можно найти много. Все они примерно типовой конструкции.



Внутри дот живописно зарос мхом.



На этом приключения первого дня похода для нас закончились и мы, приготовив еду, и поужинав, легли спать. Северные сияния смотреть даже не пытались - небо было полностью затянуто тучами. Впереди нас ждали не менее интересные места и приключения!

Источник рисунков - книга "Атлантический вал Гитлера", автор: Александр Борисович Широкорад
https://lib.rus.ec/b/275915/read

Постепенно эти пункты будут становиться активными ссылками :)

День 1. Начало. Лиинахамари. Круги. Доты.
● День 2. Старая немецкая дорога. Перевал. Море. Полуостров Немецкий.
● День 2, продолжение. Сооружения на полуострове Немецком.
● День 3. Тропа связистов. Водопад. Старинный двигатель, штольня и рудник.
● День 4. Долгая щель. Ягодное поле. Попытка брода. Заброшенный наблюдательный пункт.
● День 5. Путь по сопкам. Спуск в долину.
● День 6. Последний день. Завершение маршрута.

Еще из тех краев, в том числе из этого путешествия:
Север 2013 или что можно сделать за 35 дней - обзорный фото отчет
Флора побережья Баренцева моря
Замерзший вокзал
РЖД - Кружева на просторах Страны - ЖД линия Заполярная-Мурманск
Заполярный. Город, карьер, комбинат и самая северная ЖД в мире
Красивые панорамы из Хибин и с побережья Кольского полуострова
Поездка на Кольский полуостров, за полярный круг, зимой
Подземелья полуострова Немецкий

Военная техника, Путешествия, Кольский полуостров, Подземка, Полуостров Немецкий

Previous post Next post
Up