от отснователя Superjob.ru
По прогнозам.
Занятость в обрабатывающей и добывающей промышленности сокращается во всем мире и будет сокращаться. Если процессу не мешать (что означает поощрять высокую производительность труда и создание современных производств), то сокращение за 10 лет минимум в два раза.
Резерв для сокращения в строительстве - минимум в три раза. Но здесь все упирается в завоз рабов. Запретят завозить рабов - вырастет производительность труда. Государственная официальна политика - завоз рабов. Соответственно, сокращение или не сокращение занятости как минимум в строительстве, ЖКХ и сельском хозяйстве вопрос чисто политический, к экономике никакого отношения сейчас не имеющий.
Транспортная отрасль (водители). Резерв для сокращения к 2030 году в 3 раза минимум. Грубо - с миллиона до 300 тысяч. Но опять же, вопрос регуляторики (беспилотный транспорт) и политики (отрасль во многом занята мигрантами), а не экономики.
Армия и силовые структуры. Резерв для сокращения - процентов 50. Технологии справляются лучше. Но вопрос тоже политический.
Офисная занятость. Абсолютное большинство офисных работников может легко выполнять свою работу за 2-3 дня в неделю, а не за 5. Миллион бухгалтеров по трудовым книжкам есть у нас сейчас. Из них реальных бухгалтеров не более 5%. Остальные бухгалтера- делопроизводители. К 2030 году в бухгалтериях будет сокращено минимум 90% персонала от текущей численности. Де факто большинство из них уже не нужно. Пандемия ускорила переход организаций на ЭДО.
Школьные учителя иностранных языков. Сокращение численности в 50 раз. Ни малейшего смысла плохо изучать в обычных школах иностранные языки уже нет. У каждого в кармане личный переводчик со ста языков. Уже. И за десть лет он вообще будет встроен в мозг каждому Надо сокращать бюджетные места в языковых ВУЗах. В школах изучение языков переводить на факультатив для особо одаренных.Куда они все денутся? - условно - в курьеры и сферу услуг. Больше некуда. У них нет навыков, востребованные современной экономикой и переучить их невозможно.
Кого не хватает.
Программистов - нехватка раз в 10 от текущей численности. Если взять шире - людей с хорошим техническим образованием уровня МФТИ- ИТМО-БАУМАНКА. Станет ли больше программистов (шире - людей с приличным техническим образованием) к 2030 году? Не станет. А спрос вырастет еще раз в пять.Почему не станет? Школы не выпускают достаточного количества молодежи с ЕГЭ по математике выше 80 баллов. Воронка отсутствует. Почему?Большинство школьных преподавателей математики сами не сдадут ЕГЭ больше чем на 70 баллов. Но проблема глубже.Большинство (95%) учителей начальной школы не сдадут по математике ЕГЭ и на 60 баллов.Решить проблему кадров для современной экономики без изменения приоритетов в образовании невозможно. Абсолютным приоритетом на ближайшие десять лет должно стать изменение начального образования. Опережающий рост зарплат учителей младших классов. У них должны быть самые высокие ЗП относительно всех других категорий преподавателей, включая преподавателей ВУЗов. Очевидно, что то, что испортил учитель младших классов, уже никто и никогда не исправит. Ни в средней школе, ни потом. Соответственно и требования к квалификации учителей младших классов должны быть кардинально повышены.Цель - увеличение количества выпускников школ, поступающих в технические вузы в пять раз к 2030 году. Ну и перераспределение финансирования в пользу ведущих технических ВУЗОВ.
По самозанятым. Проще всего по количеству людей с подобным статусом получить информацию у налоговиков. При этом, к навыкам она никакого отношения иметь не будет. В связи с нюансами налогообложения абсолютное большинство тех, кто имеет сегодня официальный статус самозанятого - это люди не имеющие вообще никакой квалификации - половина курьеров, а то и больше, оформлены как самозанятые.