Первые шаги начинающего фиксера

Dec 12, 2017 10:57

Велосипед с фиксированной передачей

Сразу дисклеймер: дальше относительно длинно и может быть провокационно, особенно для увлеченных фиксеров. Приведенные результаты не рассчитывают на объективность.

Вводные данные:[я совсем начинающий фиксер]первая поездка была 13 км, которые я успешно (в смыеле без падений) проехал. Только на одном узком пластиковом "лежачем" забылся и попытался проехать накатом. Фикс напомнил, что он так не умеет. На сегодняшний момент проехал на нем около 50 км, по городу и шоссе, до этого ездил на шоссейнике (не спортсмен, но люблю покрутить, на уровне обычных катальцев, годовой пробег порядка 4 - 5 тыс, львиная доля коммьютинг в незимний сезон, в своей возрастной группе - 45 - 54 лет в Страве в верхних строчках). Фикс[вот такой]
(сделанный не вполне "по фэншую" - рама МТБ-шной геометрии, но с жесткой вилкой и с дисковыми тормозами),


конвертировал из сингла , в основном из любопытства, из желания получить новый опыт. В какой-то мере на эту конвертацию меня сподвигли жаркие споры (да фактически холивары) на форуме веломании в разделе Fixed gear club на тему "шоссер vs фикс => в городе побеждает фикс". Ибо "нет ничего лишнего, меньше механических потерь (прямой чейнлайн, короче цепь, нет механизма переключения передач), инерция вращения заднего колеса aka рекуперация помогает крутить". В прекрасной, как всегда, статье Шелдона Брауна Фиксированная передача приводится еще один аргумент в пользу эффективности фикса:

"Когда вы знаете, что у вас есть возможность понизить передачу и спокойно взобраться в горку, то очень легко поддаться этому соблазну и сделать это. Когда вы едете на фиксе, необходимость вкручивать сильней в подъемах, заставляет вас ехать быстрее, чем вы могли бы ехать при других обстоятельствах. По настоящему крутой подъем может вынудить вас слезть и пройтись пешком, но зато те горки, которые вы сможете одолеть на велосипеде, вы будете проезжать значительно быстрее, чем на велосипеде со свободным ходом.." (Жирный шрифт мой).

В принципе аргумент разумный, хотя и из области чистой психологии.  Но это для "просто катальцев". А для шоссеров с уклоном в быструю езду и укушенных Стравой это утверждение выглядит мягко говоря, странно, так как большинство из этой категории все-таки и так старается заехать в гору быстро, переключиться наверху на высокую передачу и выжать максимум скорости внизу, а не просто крутить на легкой передаче, чтобы забраться абы как и вниз съехать накатом.

Естественно, у меня, как у Стравой-укушенного-шоссера этот аргумент вызвал сомнения.  А так как критерием истины является, как известно, практика, захотелось проверить этот аргумент на деле

Позавчера прокатился на фиксе второй раз - 17 км, в основном по городу, из них километра 3 по настоящему шоссе (Ярославка с эстакадой через ж/д), и 4 км по шоссе внутри города, то есть со светофорами и лежачими полицейскими (кто-нибудь, придумайте нормальное название для этой хрени, "искуственные неровности" не предлагать!).
Маршрут для меня довольно привычный, особенно часть Ярик - поворот на Болшевское шоссе и само Болшевское шоссе, через Юбилейный и дальше в Королев.
Вот на этом маршруте выделил три интересных в разрезе такой проверки сегмента Стравы.
Два из них - это подъем на эстакаду через ж/д и полностью подъем и спуск с этой эстакады. Третий - кусок от съезда с Ярославки, через весь Юбилейный и до наземного переезда через ж/д фрязинской ветки.

Ниже приведены данные по этим сегментам на обычном шоссейнике и на фиксе.
Сразу дисклеймер: данные весьма субъективны, так как внешний условия, в которых проводились эти заезды сильно различаются. Весом велосипеда, температурой, резиной. Ибо изначально цели проводить такое сравнение не было. Когда-нибудь, надеюсь, смогу максимально нивелировать условия заезда.

Слева - лучшее время, шоссейник, 16 сентября 2017. Справа - заезд на фиксе 9 декабря. Старался ехать 'full gas'. Асфальт чистый, ровный. Конечно, есть разница в весе велосипеда и экипа. Думаю порядка 2 кг. Резина - на шоссейнике 700С х 28 мм слики, на фиксе - 700С х 42 мм двухрядка шипы. Передача на фиксе в тот момент - 46/16. Оказалась для меня слегка высоковата. Сейас поставил сзади на 2 звезды больше. Нужно будет повторить заезд.

Итак:

1. Участок "Ярик, подъем на мост через ж/д на север". Разница в скорости от меньшей 43%.


2. Участок "Ярик, весь мост через ж/д на север". Разницв в скорости от меньшей 41%.


3. Участок "Болшевское шоссе на восток". Разница в скорости от меньшей 24 %.


Честно говоря, не ожидал такие большие разницы. Их не объяснить только разной резиной и весом велосипеда. Одна из причин такой разницы - неоптимальная, излишне высокая передача. Но я ее в принципе мог крутить, хотя было тяжеловато.
Конечно, вывод делать еще рано. Без мощемера объективно оценить невозможно, насколько усердно старался крутить в каждом случае. Хотелось бы попробовать поездить на нормальном легком фиксе и нормальных сликах. Но для своих, практических целей, мне этого достаточно.

Пока могу только сказать первоначальные ощущения, которые совпали с теоретическими ожиданиями: мне лично фикс не дает выигрыша в скорости по сравнению с мультиспидом (есть еще данные по МТБ на 3" колесах и по ним скорость на МТБ тоже выше на сравнимом участке, но на этом участке на фиксе не смог вкрутить сегодня full-gas, несколько секунд потерял из-за светофора). Но как аппарат для тренировки - это отличная штука! Заставляет "выйти из зоны комфорта" и часто крутить неоптимальную передачу - либо выше, чем привык, либо с более высоким каденсом, чем привык. Главное (говорю я себе), не перестараться с высокой передачей.
С нетерпением жду сухого сезона, когда можно будет поставить слики!

fixie, велосипед, fixed gear bike, фикс

Previous post Next post
Up